Чем отвечать на зло?

Выпуск № 2-122/2009, Гость редакции

Чем отвечать на зло?

 

Первому смоленскому спектаклю минчанки Галины КАРБОВНИЧЕЙ «Хохлик – добрый гном» по пьесе Сергея Ковалева уже 18 лет. С тех пор и началось творческое сотрудничество режиссера со Смоленским театром кукол им. Д.Н.Светильникова. Пять лет назад Галина Алексеевна стала очередным режиссером театра. Как и главный режиссер Виктор Савин, Карбовничая – выпускница ЛГИТМиКа. Судьба ее круто и бесповоротно изменилась в начале 90-х, когда в силу личных обстоятельств ей пришлось уехать из России. Рассчитывала обосноваться на Украине, где живут родители. Проездом оказалась в Минске, куда заехала к друзьям и где задержалась. Оказалось, навсегда. Некоторое время работала главным режиссером Минского областного театра кукол, формировала репертуар, в том числе белорусскоязычный. Открыла многих молодых белорусских драматургов. Тогда-то и познакомилась с Сергеем Ковалевым, автором «Хохлика».

– Я ведь «Хохлика» сначала на белорусском поставила. Пьеса настолько мне понравилась, что потом я повторила ее на русском. В Смоленске спектакль идет в том же составе, с которым когда-то я репетировала! И говорят, да и сама я чувствую, что за эти годы спектакль нисколько не устарел. Тема добра, размышление, чем отвечать на зло – злом или добром, – это ведь вечная тема. Людей это всегда волновало. И дети, даже совсем маленькие, смотрят наш спектакль с интересом. А он долгий – 50 минут без антракта.

– С обретением театром стационара что-то меняется в ваших спектаклях?

– На людей действует магия самого театра: звук, свет, а также, например, то, что их встречают. Они чувствуют, что приходят в какой-то Дом. Надо его обживать, создавать свой особенный микроклимат, атмосферу.

Люди сегодня вообще хотят, чтобы кто-то организовывал их жизнь. Идут в кафе, рестораны, хотя можно, причем это гораздо дешевле обойдется, приготовить, скажем, праздничный ужин или обед дома… Причина тому, как мне кажется, отчуждение, которое порождается в результате общения с техникой и компьютером. В своей собственной семье люди разобщены и идут куда-то, чтобы кто-то им помог соединиться! Того же, по моему впечатлению, они ждут и от театра.

Так что театру обязательно надо искать еще какие-то формы досуга и духовного общения вплоть до сотрудничества с психологом, чтобы родители могли получить консультацию, как с детьми говорить о каких-то важных жизненных проблемах, ведь человек формируется как личность до пяти лет… Единственно только, к сожалению, это наблюдается во всех театрах и во всех странах, к театру сегодня относятся как к телевизору: едят во время действия, приносят игрушки (шары, мигалки)… С этим, конечно же, надо бороться. В Минске, например, в Театре музкомедии предусмотрен получасовой антракт, и с пирожным или бутербродом в зал вас просто не пропустят. Во всех же остальных театрах, даже в опере, из буфета все тащат в зрительный зал…

А спектакли в Смоленском театре кукол теперь надо делать с расчетом на нашу маленькую сцену. Вот «По щучьему велению», например, очень люблю этот спектакль, но я его делала специально для большой сцены, так как театр тогда использовал площадку Городского Дома культуры.

– Камерность обстановки еще больше привлечет в театр родителей с маленькими детьми…

– Мне бы очень хотелось сделать спектакль по сказке «Три медведя». Обожаю эту сказку, помню свою книжку с иллюстрациями Васнецова. И главное, что детей эта незатейливая история волнует. Вообще все, что касается маленького зрителя, делаю с удовольствием и искренней любовью.

– Это соответствует планам театра?

– Конечно, правда, постановка состоится, видимо, уже во второй половине сезона 2009/2010. Открываемся мы новым спектаклем Виктора Савина «Пастушка и Трубочист». Следующей премьерой будет «Золотой ключик». Это также работа Виктора Ивановича. А мне вменено в обязанность вновь поставить спектакль для взрослых. И я с этим совершенно согласна: сказав «А», надо говорить и «Б»! Могу со всей ответственностью заявить, Маяковский стал для артистов серьезной школой. (О постановке спектакля «Клоп» см. «СБ, 10» № 5-115 – Ред.)

– Что же предполагается поставить?

– Комедию Мольера «Мнимый больной». Актерский состав тот же, что и в «Клопе». Снова кому-то из актеров придется играть несколько ролей, потому что труппа маленькая. Роман Арсеньев, например, один будет играть всех врачей. Роли Анжелики и Клеанта исполнят молодые актеры – выпускники актерского курса СГИИ.

Художник-постановщик Николай Агафонов уже подготовил эскизы. Впечатление, что мы с Николаем Константиновичем работаем, что называется, на одной волне. По духу, по профессии, по базовым каким-то основам буквально с полуслова понимаем друг друга. Получилось даже, что я в Минске, а он здесь, в Смоленске, придумали фактически один и тот же ход – замкнуть сцену. Это, в общем-то, довольно старый театральный прием. Функционально это важно, потому что у нас маленькая коробка сцены, нет кулис, карманов и одна-единственная дверь, почему и приходится использовать зал.

– А костюмы исторические?

– Костюмы лаконичные и вполне современные. Они не привязаны к эпохе Людовика и решены, скажем так, в стилистике персонажа. Туанета, служанка (Ирина Мезенева), которая пытается этот дом объединить, например, у нас в ярко-желтом, эдаком солнечном платье. Жена Аргана, этого самого мнимого больного, которую зовут Белина (Алла Климова) в фиолетовом наряде, символизирующем цвет земли. Спектакль не про больного и не про врачей, а о том, что в каждом человеке… Евгений Шварц говорил, в каждом из нас сидит дракон, а по Мольеру получается, что в каждом человеке затаился тиран. И не важно, где заниматься тиранией: на высоком посту или в семье. Но как страшно, когда человек начинает культивировать в себе эту черту!

– Кукольный план спектакля задуман как иллюстрация?

– Кукольные вставки – это фактически повтор. Сцены, мне так представляется, будут одновременно и жесткие, и смешные. Вот Белина, например, и в живом плане уверяет мужа в своей любви. Затем то же самое изображает ее кукла, потому что так, как это может сделать кукла, ни одной актрисе не сыграть! То есть кукольные сцены служат для усиления лжи, фальши во взаимоотношениях.

– Куклы такие же, как в «Клопе»?

– Куклы разные: и тростевые, и просто игрушки, с которыми актеры играют, как играют дети, и марионетки, появляющиеся в финале. Каждая из них несет в себе определенный смысл. Сегодня наш театр переживает переходный период, потому что у труппы нет опыта постановок для взрослых. А в следующем сезоне, когда аудитория будет подготовлена, планируем поставить для взрослых шекспировскую комедию «Сон в летнюю ночь». Это уже чисто в куклах.

– В интернете я нашла информацию о том, что вы поставили на белорусском «Все мальчишки – дураки!» Драгунской.

– «Мальчишки» – это фактически повтор моего смоленского спектакля в Камерном театре, который, не знаю, остался ли еще в репертуаре. Так получилось, что большинства актеров, с которыми работала я, в труппе уже нет. Спектакль практически не имел проката, хотя в 2007 году был удостоен «Гран-При» на фестивале «Долгопрудненская осень» в Подмосковье.

Этот спектакль мне очень дорог. Вот я и решила сделать его в Минском областном драматическом театре, который находится в Молодечно под Минском. Действительно, он на белорусском. И, надо сказать, пользовался огромным успехом у зрителей. Но стиль прочтения этого материала тот же, что и в Смоленском камерном.

Фото автора

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.