Столкновение культур/Мастер-класс Л.Додина для режиссеров Великобритании

Выпуск № 2-122/2009, Мастерская

Столкновение культур/Мастер-класс Л.Додина для режиссеров Великобритании

 

Уроки русской театральной школы

В петербургском Малом драматическом театре – Театре Европы прошел семинар для молодых режиссеров Великобритании. Им руководили Лев Додин и два его помощника, педагога, соратника, вместе с которыми мастер вырастил уже не один курс, не одно поколение актеров для своего театра – Валерий Галендеев и Михаил Александров. Семинар этот был организован по инициативе Британского Совета (Лондон) и лондонского театра Young Vic во главе с его художественным руководителем Дэвидом Ланом.

Семинары под руководством Льва Додина МДТ проводит регулярно, ведет большую международную деятельность, в том числе и в Союзе Европейских театров. На этот раз восемь молодых британских режиссеров сами приехали в Россию. Времени на Эрмитаж и на прогулки по гранитным набережным у них почти не было: Малый драматический устроил англичанам интенсивную fast-programm. В период, когда группа из Лондона находилась в Петербурге, администрация театра составила репертуар так, чтобы гости смогли посмотреть основные спектакли легендарного театра: «Дядя Ваня», «Король Лир», «Жизнь и судьба», «Бесплодные усилия любви», обязательно – «Братья и сестры», идущие в два вечера. Вечерами они смотрели спектакли. А днем молодые англичане, ставшие на время вновь студентами (все они, несмотря на молодость – им не больше 29-32, – уже действующие режиссеры у себя на родине), занимались сценической речью с Валерием Галендеевым, вокалом с Михаилом Александровым. И еще – присутствовали на репетициях последней премьеры театра – новой сценической версии спектакля «Повелитель мух».

После окончания недельного курса, по признанию самих участников мастер-класса, многое в их представлении о театре серьезно изменилось. Во-первых, они воочию увидели, что такое репертуарный театр, работающий стационарно, получили грандиозный опыт работы над текстом и увидели роль режиссера в русском стационарном театре. Причем режиссера высочайшего уровня. «Лев Додин с нами был предельно открытым, настолько, что мы смогли увидеть механизмы его театра. Он, безусловно, и сам продолжает учиться вместе со своими актерами». «В Англии работа актера и режиссера построена на умении, муштре, технике. А здесь, в театре Додина, мы заметили, что, даже не понимая, может быть, порой техники, мы с интересом слушали то, что он говорил своим актерам, его философию относительно театра. У него специфический подход к работе – очень духовный. Он находится в постоянном поиске – и это большое счастье. Это то, что все мы поняли и теперь хотим увезти это знание с собой в Англию». Так отзывались от полученном опыте участники семинара.

Вместе с молодежью на мастер-классах присутствовал и худрук Young Vic, Дэвид Лан. Зачем же ему понадобилось организовывать для своих подопечных этот выездной урок?
Young Vic – театр молодых. В самом названии его кроется шутка, которая становится по-настоящему смешной, если знать, что напротив Young Vic, прямо через дорогу, располагается Royal Victoria Theatre – Королевский театр имени королевы Виктории, который сами англичане шутливо сокращают до «Old Vic», что начинает звучать как «Театр старушки Викки». И когда 40 лет назад напротив Королевского театра появился новый, чей-то злой язык обозвал его Young Vic, то есть «Малышка Викки».

Young Vic, созданный для поддержки молодых талантов, не имеет постоянной труппы, только несколько продюсеров и режиссеров. Раз в несколько месяцев театр выпускает премьеру, которую создают актеры-контрактники. Спектакль отыгрывается несколько раз и затем – снимается. Те, кто приходит в Young Vic, – это художники-искатели, они хорошо понимают, как хотят делать театр. Они работают для молодого поколения. Самая главная миссия этого театра – дать возможность каждому молодому режиссеру шанс сделать что-то, чего он либо никогда не делал, либо еще не позволял себе нигде сделать.

Помимо поддержки молодежи, Young Vic приглашает в свои стены и великих режиссеров, чьи имена безусловны.

Кроме сотрудничества с британцами, Young Vic активно сотрудничает со многими другими странами. Недавно были выпущены копродукции с театральной труппой из Южной Африки, с театральной труппой из Бразилии, из Исландии. Каждый год театр принимает участие в венском театральном фестивале. В следующем году планирует сделать копродукцию с театральной труппой из Палестины.

Время от времени Young Vik посылает одного из своих режиссеров на творческую стажировку в другие театры, в другие страны, чтобы они поработали под руководством какого-нибудь маститого профессионала.

О целях, которые преследовал Дэвид Лан, посылая в Россию целую творческую группу, режиссер и худрук рассказал сам.

– Все эти восемь человек мне хорошо знакомы, и их творчество мне интересно. Я думаю, что две недели в Малом драматическом станут для них очень позитивной шоковой терапией. Здесь они увидели систему работы, которая не имеет ничего общего с нашей системой работы. После этой поездки, я надеюсь, они поймут, что английские традиции – это только один способ делать театр. Но есть еще много способов, о которых они ничего не знают. У МДТ высочайшие художественные стандарты, которые, как мне кажется, поддерживаются тем, что работа на сцене никогда не уходит слишком далеко от процесса обучения. Школа и практика здесь очень связаны. Видите ли, никто же не знает, почему человек становится художником. Откуда в нем берется эта художественная природа чувств? Что это такое – ДНК, опыт, мы с этим рождаемся, мы это приобретаем? Но зато мы очень хорошо знаем, откуда берутся навыки. А навыки и техника очень важны, чтобы эту художественность поддержать. И, конечно, мы в Англии очень неправы в том, что стесняемся говорить: хорошо бы режиссеру быть профессионалом и обладать какими-то навыками.

– Вы все время называете Young Vik театром режиссерским. Какое значение вы вкладываете в это определение?

– В основном все лондонские большие театры считают себя авторскими театрами, то есть театрами текста, театрами автора. Их главная цель – ставить новые пьесы, доносить текст до зрителя. Начав руководить театром Young Vic, я вдруг понял, что все так заботятся об авторах, что совершенно забывают о режиссерах. Английский режиссер – он не только умирает в артисте, но и растворяется в спектакле. В итоге зрители смотрят новые интересные пьесы в ужасно скучных постановках, за которыми хорошего текста-то и не видно. Поэтому для меня самым важным в моем театре стало сказать своим молодым режиссерам: «Ребята, меня, конечно, очень интересует, какую пьесу вы выберете. И, конечно, вы должны поставить пьесу, потому что не вы написали ее, а автор. И автор имеет свое слово. Но лично меня интересует, в первую очередь, ваша собственная постановка, собственная интерпретация, а не такая, какую может сделать любой из тысячи режиссеров Великобритании. Мысль о том, что идеи режиссера могут быть интересны публике так же, как мысли автора пьесы, для английского театра почти что святотатственны.
Чтобы как-то помочь молодежи, на сайте театре мы открыли что-то вроде обучающей программы, места, где желающие смогут найти информацию, куда они могут пойти поучиться, где могут поставить спектакль. На форуме театра жизнь происходит очень активная, здесь обсуждаются всевозможные вопросы – от свободной репетиционной комнаты до дискуссии о последних премьерах. Также молодые режиссеры могут обратиться к нам с вопросом или попросить помощи. Допустим, объяснить, что такое световая партитура спектакля… И тогда мы им устраиваем встречи и лекции лучших художников по свету Англии. То есть как только они формулируют, что им нужно для того, чтобы стать самостоятельными художниками, мы им в этом практически помогаем.

– То есть вы своего рода творческие меценаты?

– Я хочу, чтобы люди, у которых есть потребность в творчестве, имели возможность им заниматься. И еще – могли бы тренировать свое воображение. Так что мы не творческие меценаты. Мы – художественный спортзал.

– Дэвид, позвольте уточнить, каким образом профессиональный режиссер может не знать о том, что такое светопартитура?

– В Британии очень сильные актерские школы, сценографов у нас всю жизнь учили очень хорошо – есть несколько замечательных школ дизайна. Кроме того, в Англии есть традиция, согласно которой молодые сценографы всегда работают как подмастерья на спектаклях старших сценографов. Учатся у них как бы из клюва в клюв. Так что сценографы у нас потрясающие. А наши несчастные режиссеры почти все любители. По пальцам можно пересчитать тех, кто получил профессиональное образование. Я бы даже сказал так: ни один британский режиссер старше 30 лет не имеет профессионального режиссерского образования. Или профессионального театрального образования. Режиссерами становятся бывшие актеры, редко – писатели, иногда – помощники режиссеров. Не удивляйтесь, это правда. Да, вот такая странная сложилась английская традиция: ну, не важно в Англии, какой режиссер ставит спектакль. Мои молодые режиссеры – не такие. Они уже люди новой формации. И мне особенно важно было показать им, как можно работать по-другому. Именно по этой причине я постоянно приглашаю великих режиссеров к нам, в Young Vic. И именно по этой причине мы приезжали в Петербург, к Льву Абрамовичу Додину.

Согласитесь, выпускнику ГИТИСа, «Щуки», бывшего ЛГИТМиКа и любого другого театрального вуза России невозможно даже представить себе, как режиссер может не знать, что такое светопартитура, к примеру. Ситуацию прояснила Мария Шевцова, профессор театрального факультета лондонского университета Goldsmiths. Она имеет русские корни, родители Марии эмигрировали в Австралию до начала Второй мировой войны. Госпожа Шевцова прекрасно говорит не только на русском, но и на английском и французском языках. Несколько лет назад она, будучи страстной поклонницей МДТ, написала книгу о театре Додина. И в 2009-м вместе с группой молодых режиссеров из Великобритании посетила Санкт-Петербург.

  • После одного из мастер-классов Мария любезно согласилась поговорить о театральной школе Великобритании.

  • – Вы преподаете на «театральном» факультете. Как происходит обучение?

  • – В Англии существует интересная, необыкновенная для России система образования. После войны, примерно в 1951-1952 году, преподаватели, которые интересовались театром, решили, что им не надо работать на литературном факультете, надо отделяться. И стали открываться театральные факультеты. Одновременно возник разговор о том, что помимо теории студентам надо дать практические знания о театре. Так учебное время было поделено пополам: 50 процентов времени тратится на теорию, 50 – на практику. За три года обучения наши студенты должны понять, как думать о театре, знать немножко об истории мирового театра и немного понимать практику. Около трех месяцев они занимаются движением, около трех – режиссурой, сценографией. Всего понемногу. И все считают, что это очень хорошо, потому что якобы студенты таким образом могут на себе испытать, что есть театр.

  • – Одним словом, это общий факультет. А когда студенты будут получать конкретную специальность?

  • – А они и не будут ее получать. Мы не готовим ни актеров, ни режиссеров, мы никого не готовим. Додин меня как-то спросил: «Мария, ты кого вообще готовишь?» На что я ему ответила: «Умных зрителей». Он посмеялся и ответил: «Ну, уже неплохо». Но скажу вам честно, я считаю, что мы недостаточно готовим наших студентов. Они ни то ни се: ни серьезные театроведы, ни актеры, ни режиссеры. У нас есть в Лондоне 4 актерские школы. А вот режиссеров вообще не готовят ни в Англии, ни во Франции, ни вообще нигде в Западной Европе. В Америке, кстати, тоже нет режиссерских школ.

  • – Кто же они – режиссеры Англии?

  • – В основном, все они прошли через литературный факультет, почти без исключения. Например, главный режиссер National Theatre в Лондоне – выпускник литературного факультета Кембриджа, как и Деклан Доннеллан, к примеру. Актеры у нас учатся в актерских школах. Иногда становятся режиссерами. Но все режиссеры, которые есть у нас, – все прошли через один из университетских английских факультетов.
    У нас вообще совершенно другое понимание театрального образования. Театральная школа Royal Academy of dramatic art, самая у нас традиционная, серьезная актерская школа из четырех имеющихся, занимается театром и подготовкой актеров очень серьезно, на профессиональном уровне. Мы, я считаю, работаем очень серьезно, но не на профессиональном. Мы работаем только для того, чтобы студенты в принципе поняли, о чем идет речь. Но мы не можем их готовить. Как это возможно, если по программе они что-то там по-актерски делают, три месяца занимаются сцендвижением, три – сценографией… Ну что это? У них в целом получается неплохое образование, но их знания о театре, я это заметила и хотела бы это изменить, все-таки недостаточные. Они очень мало знают о театре. Я их вожу всегда в театр, чтобы они смотрели спектакли. И раз в год я приглашаю к нам в университет какого-нибудь крупного режиссера и устраиваю с ним публичное интервью. Например, у меня были Эудженио Барба, Додин, в этом году ко мне приходили последние ученики Гротовского – было очень интересно. Еще я настаиваю, чтобы мои студенты знали и о русском театре.

  • – В Англии вообще студенты знакомы с русским театром?

  • – Нет. В рамках нашей образовательной системы студент может выбрать себе те предметы, которые он хочет изучать. И если в момент их выбора курс, к примеру, русского театра, предложен не будет, они о нем никогда и не узнают. Потому что никто, кроме меня, его не читает. Другими словами, они могут отучившись три года, знать, кто такой Мейерхольд очень приблизительно, понаслышке. Станиславского они знают просто потому, что в школах у нас есть предмет «Театральная наука». Но все, что касается системы Станиславского, они очень превратно и неправильно понимают. И переубедить их сложно.

  • – Кто они – ваши студенты?

  • – В основном те, кто уже имеет образование и только повышает его. И при этом уже имел опыт работы в театре. В нынешнем году моя группа состоит из женщины-актрисы, режиссера, человека, который занимается кукольным театром, писателя, журналистки и еще одной женщины, которая работает в банке, хотя ее первое образование – музыкальное.

  • – Есть и плюсы в вашем образовании…

  • – Да, один из самых существенных плюсов и нашего образования, и нашей ментальности – это возможность и не боязнь менять свою жизнь на любом этапе. Многие мои студенты по утрам работают на своих разных работах, а по вечерам занимаются театром, причем совершенно бесплатно. А работают они потому, что им надо элементарно платить за квартиру. С одной стороны, это хорошо, потому что человек свободен. С другой – очень трудно: как сделать хороший спектакль, если на его подготовку ты можешь уделять максимум два часа в день? В Англии с этим настоящая проблема.

  • – Школы, о которых вы говорите, в Англии считаются высшими учебными заведениями?

  • – Раньше не считались. Они были просто drama school. Но после того, как Тони Блэр стал нашим премьер-министром, он издал указ, согласно которому все эти школы не стали университетами, но приобрели университетский статус и получили возможность выдавать дипломы, имеющие статус университетского. Хорошо это или плохо – покажет время. Этому нововведению всего пять лет. Слишком малый срок для того, чтобы понять, какие результаты мы будем иметь.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.