И они увидели Париж!

Выпуск № 2-122/2009, Из дальних странствий

И они увидели Париж!

 

Франция, как женщина: манит, но никогда не раскрывает своей загадки, рада всем, но никого не подпускает слишком близко, и, наконец, особенно прекрасна весной. В этом убедились артисты Орловского государственного академического театра им. И.С.Тургенева, которые снова побывали в этой удивительной стране.

Франция — всегда торжество, наполненное не беззаботной яркостью фестиваля, а святостью настоящего дела. Вот и ездил ОГАТ вроде бы и на праздник, но в то же время не отдыхать.

Еще прошлой осенью поступило художественному руководителю театра Б.Н.Голубицкому приглашение от директора музея Тургенева в Буживале А.Я.Звягильского посетить международный коллоквиум, который должен был состояться по случаю 200-летия Гоголя. Его тема: «Смех Гоголя и Тургенева». Инициативу одобрило русское посольство во Франции. Начали вести переговоры, составлять программу, смету...

Первого апреля, в день рождения Николая Васильевича, самолет с орловцами приземлился в аэропорту «Шарль де Голль». С корабля на бал - на следующий день артисты вышли на импровизированную сцену дома Полины Виардо в Буживале.

В этом Французском городе орловцы не впервые Но дом Виардо был для них закрыт. Он и сейчас, кстати, находится в частной собственности. Актеры, прогуливаясь по парку, с тоской всматривались в пустые глазницы окон. Сейчас здание находится в частной собственности. «Там давно никто не живет, но цветы, которыми наводнила весна Францию, не дают исчезнуть взволнованново-печальному духу этого места», — рассказала завлит О.М.Нестерова. Театральные афиши на его дверях - еще один знак вновь воскресшей жизни. Удивительно было репетировать на импровизированной сцене, когда в окна заглядывала весна. Неподражаемый антураж навевал полные красок и чувств образы и мысли. Неожиданно появились новые мизансцены.

Орловцы представили зрителям сцены из спектаклей «Нахлебник» И.С.Тургенева и «Игроки» Н.В.Гоголя в постановке Б.Н. Голубицкого.

Продолжили свою партию «Игроки» в русском посольстве. Волновались не только по поводу выступления на незнакомой сцене. В посольстве не продают билетов, а рассылают приглашения. Спектакль запланировали на пятницу. День неудачный: все по традиции разъезжаются на дачи, однако за сорок минут до спектакля публика начала прибывать невиданными темпами: на шикарных авто, на метро и пешком…Спектакль пришла посмотреть русская и французская элита: поэты, художники, дипломаты.

Зал на 600 мест был заполнен. Такого не было даже на «раскрученном» концерте Баскова, который проходил здесь ранее. Кстати, среди зрителей была внучатая племянница П.Виардо.

В этот день торжествовал русский классический театр. Даже заслуженному артисту России Н.Е.Чупрову, повидавшему за свою творческую жизнь немало сцен, не доводилось еще слышать, чтобы так торжественно и величаво звучало русское слово.

Актеры вспоминают, как их принимал зритель в посольстве. Очень долго не отпускали со сцены, говорили такие восторженные слова, что и повторять неловко. Публика пришла не просто посмотреть сценическое воплощение произведения великого русского классика — насладиться мелодикой русской речи, вспомнить о далекой родине, которую волей судьбы пришлось покинуть.

Гастроли труппы смело можно считать своеобразной миссией. Иван Сергеевич, даже находясь за границей, не забывал о родине. Он собирал и сплачивал русские силы за рубежом, представлял русскую культуру. Фактически таков смысл и этой поездки.

Это не первый маршрут, который прокладывает ОГАТ под незримым покровительством своего великого земляка. Выступления в Париже и Буживале (1997, 2002), в Марселе (1999), участие в первой русской неделе в Баден-Бадене (2000), многолетняя дружба с Болгарией — все происходит с его благословения. Театральный Тургеневский дом стал полпредом русской культуры за рубежом. И его основная задача — познакомить зрителя с бессмертным творчеством классика.

ОГАТ помнит не только год и день своего рождения, но и дату своеобразного творческого «крещения»: именно 60 лет назад Иван Сергеевич подарил театру свое имя.

Не обошлось в поездке без мистики Д.Бундиряков рассказал, как искали в кабинетах посольства зеркало, которое должно было стоять на заднем фоне в «Игроках»: «Все обошли - нет подходящего. Открываем очередную дверь и видим чудесное старинное зеркало. На его задней стороне кто-то давным-давно приклеил карту: король бубей…»

Юле Некрасовой больше всего запомнилась экскурсия по русскому Парижу. Было в нем что-то волнующее, близкое, но в то же время, непонятное, от этого —еще более привлекательное. По крайней мере, огромное количество мемориальных досок, посвященных памяти деятелей русской культуры, забыть о родине не давало.

Александр Козлов признается, что передать словами все эмоции, разбуженные в его душе Парижем, не в силах. Ничего, потом он обязательно споет об этом городе-сказке.

Павел Сыромятников попробовал себя во Франции в роли зрителя. Посетил известный голливудский мюзикл «Король лев». Живой оркестр, великолепная сценография. Действо, рожденное феерической страстью. Но за всем этим театральным изобилием актерская игра показалась бледноватой. Русскому артисту вовсе не огромное количество технических новинок помогает творить проникновенный образ. Его миссия — передать чувства, а не быть частью красивой картинки.

Конечно, философские размышления о месте театра в современном мире — это здорово. Однако всему свое время. Как хранить рассудительное спокойствие, если из окна отеля вертит своими крыльями знаменитая Мулен Руж и Париж потерял голову от собственного весеннего очарования!

Антон Карташев так охарактеризовал «общую обстановку»: «Если в городе есть красивые девушки, сразу возникает непреодолимое желание остаться там надолго. В Париже заскучал на третий день. Когда подходили к очередной прекрасной незнакомке, судорожно вспоминая школьный курс иностранных языков, непременно оказывалось, что она русская. В общем, вывод прост: во Франции внимания заслуживают только наши соотечественницы и, пожалуй, Джоконда, (да и та — итальянка)…»

Конечно полушутка-полукомплимент прекрасного актера и настоящего мужчины не оставит равнодушными орловских девушек.

Есть предположение, что Гоголь и Тургенев в Париже могли видеться в театре. В их записках встречаются упоминания о праздновании юбилея Мольера. В этом тоже есть определенный символ. Именно театр сегодня является местом средоточия высших духовных ценностей. На территории его маленького мира происходят самые дорогие сердцу встречи, самые большие открытия…

Артисты ОГАТ увидели Париж и поддались его вечному очарованию. Париж увидел русских актеров и…рукоплескал им. Такова формула настоящего искусства.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.