Добро побеждает зло/"Как Соловей-разбойник Ивану-солдату помог" (Муз. театр п/р Г.Чихачева)

Выпуск 3-123/2009, Премьеры Москвы

Добро побеждает зло/"Как Соловей-разбойник Ивану-солдату помог" (Муз. театр п/р Г.Чихачева)

 

Жанровое разнообразие музыкальных сказок для детей нынче свелось, в основном, к среднестатистическим мюзиклам, точнее, сказкам с куплетами, пронизанным напускной иронией. Взрослым кажется, будто таким образом они находят общий с детьми язык. Но дети зачастую воспринимают эти усилия снисходительно.

Произведений чисто лирических в детском репертуаре совсем немного. Новой интересной попыткой в подобном направлении стал спектакль Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева «Как Соловей-разбойник Ивану-солдату помог», созданный на музыку Евгения Птичкина самим худруком и дирижером Владимиром Янковским на либретто Елены Богдановой.

Авторы спектакля использовали многие мотивы из произведений замечательного композитора, в частности, «Дедушкиных сказок» и «Ивана да Марьи». Включены сюда и несколько шлягеров из легендарного «Бабьего бунта». Весь музыкальный материал обработан в единой стилистике. При этом учтены особенности музыки для детей. Уникальный мелодический дар композитора заиграл новыми красками. Его теплый лиризм и «славянский дух» не только не пострадали, но раскрылись по-новому — душевно и свежо.

Интересно и то, что спектакль, оставаясь типично русской сказкой, где есть чудеса, интриги, опасности и соблазны, пронизан лирической энергией. Сюжет про нешуточную борьбу за любовь отвечает природе жанра оперетты, где преобладают чувства интимные.

Сказочность атмосферы здесь тоже незыблема. Художник Юрий Доломанов создает среду неимоверно красочную, полную загадок и удивительно уютную.

Царский трон тут ложе, заваленное подушками, сам дворец похож на граненую шкатулку, а лесная чаща красива обилием ажурной зелени и деревьев, многие из которых — живые люди. То, что все явлено на крохотной сцене, лишь добавляет обстоятельствам убедительности.

Нравы в этом царстве-государстве тоже вполне сказочные, равно как и набор персонажей. Царь Еремей (Вячеслав Амосов) — вдохновенный лентяй, чьей безответственностью нагло пользуется отпетый мошенник Думный дьяк (Олег Зимин). Нянька Марфуша и повариха Груша (Татьяна Петрова и Ирина Химина) взяли моду своевольничать и, из лучших побуждений, плетут интригу, чтобы насквозь лирическая царевна Дарья (Евгения Янковская) стала женой Ивана-солдата, который в исполнении молодого артиста Сергея Смолина воплощает наивное простодушие.

Новость в том, что Соловей-разбойник, обычно вызывающий всеобщий и безотчетный ужас, в этой истории вовсе не страшен, а напротив, полон обаяния и весь устремлен к добру. Артист Евгений Бодяков находит для своего героя теплые лирические краски, оставаясь, однако, персонажем вполне комедийным. Зато Лесная царица, часть сюжета остающаяся заколдованной лягушкой, в исполнении Людмилы Городецкой героиня сугубо лирическая, для которой главное, кроме обретения человеческого облика, - выйти замуж за Соловья-разбойника, чего они оба вполне заслуживают. Но до этого счастливого события именно Соловей-разбойник, вопреки привычным представлениям, действительно помогает Ивану-солдату и царевне Дарье обрести друг друга.

Героям предстоит множество чисто сказочных испытаний. Но страхи и страсти тут оказываются жанрово оправданы и полны лирических переливов. Характеры героев объяснимы теми же законами. Зрители воспринимают все очень проникновенно, поскольку актерская чуткость и интуиция делают каждого героя обаятельным и понятным.

Но главная радость — музыка Евгения Птичкина, легкая, свежая и живая. Она, сегодняшняя по темам, остается именно сказочной: светится добром и любовью, которыми пронизан сказочный лес, и чего всей душой жаждет каждый герой этой лукавой, но светлой сказки.

Фото Алексея Андропова

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.