Благородство и ответственность/Борис Уртенов

Выпуск 3-123/2009, Лица

Благородство и ответственность/Борис Уртенов

 

В личной и творческой судьбе ветерана Карачаевского драматического театра, заслуженного артиста РФ Бориса Хусеевича УРТЕНОВА наглядно отразились все радости и лишения, присущие пионерам национальных театров России.

Закончив в 1962 году ЛГИТМиК в числе 18 посланцев актерской студии из Карачаево-Черкесии, Уртенов из восторженного юноши, с вниманием ловящего каждое слово преподавателей и в свободное время разглядывающего архитектурные памятники Санкт-Петербурга, картины в музеях города и постоянно пропадающего в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, превратился в образованного, чуткого артиста с убеждением: необходимо работать только на родном языке и заниматься пропагандой театрального искусства. Во время учебы он окунулся в работу настоящего академического театра, участвуя как артист миманса в спектаклях Малого оперного театра в массовках и эпизодах. Под руководством педагогов-наставников подготовил несколько ролей в спектаклях для показа на родине: Гафура в инсценировке сказки «Бай и батрак» основоположника узбекской драматургии Ниязы, Шишкина в пьесе «Мещане» М.Горького, Лейтенанта в пьесе «Океан» А.Штейна, слуги Вели в музыкальной комедии «Аршин Мал Алан» азербайджанского классика У.Гаджибекова, революционера Анастасиса в пьесе «Остров Афродиты» греческого драматурга А.Парниса.

Актер большого сценического обаяния, темпераментный, с хорошими вокальными данными, способный играть репертуар широкого диапазона, в Карачаево-Черкесском областном драматическом театре Б.Уртенов успел сыграть несколько ролей в спектаклях на русском и карачаевском языках. Его первой работой на родном языке была роль батрака Огурлу в спектакле по пьесе Ш.Эбзеева, по содержанию игры наиболее соответствующая значению имени героя: «добрый». Затем последовали и другие роли: Мухтар в «Если сердце полюбит» (Г.Рустамов), Апсалям в спектакле «Первая любовь» (Хай Вахит), Кикила в «Приключениях храброго Кикилы» (Г.Нахуцришвили, Б.Гамрекели) и др.

В силу разных причин, главная из которых – неготовность Карачаево-Черкесии к созданию национального театра, молодым актерам, восторженно принятым родным зрителем, не удалось исполнить свои планы: национальную труппу расформировали через два сезона работы. И пришлось артистам, неожиданно отлученным от профессии, самостоятельно устраивать свою судьбу. Самое мудрое решение принял Борис Уртенов: он уехал на работу в балкарский театр в город Нальчик, чтобы не прерывать актерскую практику, тем более, что карачаевский и балкарский языки по сути одно и то же.

В отличие от Карачаево-Черкесии, в Кабардино-Балкарии давно избавились от сомнений, возникающих при строительстве и становлении национального театра, и труд актеров национального театра, состоявшего на тот период из двух трупп, балкарской и кабардинской, пользовался особым уважением населения и поддержкой правительства.

Нальчикский период жизни укрепил уверенность в выбранной профессии и собственных возможностях. Там Уртенов состоялся как актер, обрел сценический опыт и признание, нашел семейное счастье.

С 1964 по 1974 гг. Уртенов прослужил в балкарской труппе, создав целую галерею запоминающихся образов главных героев, как мирового, так и национального репертуара. Среди них: Дон Гуан и Альбер («Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А.Пушкина), Кочкарев («Женитьба» Н.Гоголя), Шамай («Крепость Шамая» И.Маммеева), Таубий («Абрек» И.Боташева), Карамырза («Поэма о любви» И.Маммеева) и др. А спектакль «Памятник», поставленный по пьесе балкарского драматурга И.Джантуева, где актер играл роль Эльдара, не сходил со сцены вплоть до возвращения Уртенова в Черкесск.

Желание работать у себя на родине особенно усугублялось во время ежегодных летних гастролей балкарской труппы в карачаевских селах.

18 марта 1972 года выпускники Грузинского театрального института им. Шота Руставели инсценировкой «Отцеубийца» по повести классика грузинской литературы А.Казбеги восстановили прерванную нить карачаевского театра. В 1974 году к ним присоединился Б.Х.Уртенов.

Становление карачаевского театра проходило неровно, порой драматично. Катастрофически не хватало актеров, многие уходили из театра, не выдержав унизительных материальных и бытовых условий, а самое главное, невзыскательности в формировании репертуара, откровенной режиссерской пассивности и равнодушия местных чиновников.

Приняв взвешенное решение, Уртенов игнорировал все трудности: ведь сбылась его мечта – он работал на родном языке. Ему, востребованному актеру в балкарском, а теперь и в карачаевском театре, хотелось только работать.

В течение 35 лет безупречной службы в театре он создал около 100 незабываемых образов из классического русского, мирового и национального репертуара. Они полюбились зрителям, отмечавшим в игре актера благородство исполнения и самоотдачу в работе над ролями. Жанровый диапазон Б.Уртенова широк и разнообразен: он равно убедителен как в драмах, так и в комедиях. В списке сыгранных ролей князь Лиговской («Два брата» М.Лермонтова), капитан Бернардо («Хитроумная влюбленная» Лопе де Веги), Кавалер Рипафрата («Хозяйка гостиницы» Гольдони), Стыров («Невольницы» А.Островского), Оргон («Тартюф» Мольера), а также восемь неподражаемых образов в инсценировке «Смех и слезы», созданной по известным рассказам А.Чехова, и многие другие.

Борис Хусеевич внес большую лепту в развитие национальной драматургии, пропагандируя впервые складывающийся репертуар. Роли Везиря («Дочь Сынархана» С.Бабоева), Батырбека и Шаухала («Судьба и честь» М.Батчаева), Джанхот («Огурлу» Ш.Эбзеева), Старика («Черный ноябрь 43-го» Б.Тохчукова), Азамата Алиевича («Аймуш» М.Батчаева), Арана («Бийнегер» С.Семеновой), ученого Сосурка («Мордамбаловы» А.Узденова), полководца Тимура («Закат Алании» Д.Мамчуевой) и многие другие запоминаются тщательной разработкой внутреннего содержания и внешней выразительностью образа, умением проникнуть в дух и атмосферу времени. Собирательный образ Героя России Ахмата Карчаева, в судьбе которого отражена послевоенная жизнь карачаевцев-фронтовиков, героев Отечественной войны 1941-1945 гг. в спектакле «Отверженный», по одноименной пьесе Б.Аппаева невольно ассоциировался с самим Уртеновым, его природной скромностью, честностью, тактом, доброжелательностью, умением прийти на помощь в трудную минуту. Добавим, что в репертуаре для детей, формированию которого театр уделяет важное значение в отсутствие ТЮЗа в республике, Борису Хусеевичу обычно достаются роли положительных персонажей, которых горячо поддерживает юная публика.

Вероятно, все эти качества обусловили 15-летнюю службу Уртенова на посту Председателя СТД Карачаево-Черкесии (1990-2006 гг.). Примечательно, что, организуя работу этого ведомства, помогая пропагандировать театры народов республики (а их в КЧР – четыре!), творчество и достижения своих коллег, он никогда не помышлял об оценке своих заслуг. Ответственность и заинтересованность, радость от соприкосновения с новым открытием в искусстве движут актером – он обязательно посещает все премьеры и презентации, выставки и концерты: по существу, сегодня Уртенов – один из самых информированных о культурной жизни республики людей. Его многочисленные публикации, передающие впечатления искреннего зрителя-соучастника, воспитывают молодежь, умножают ее эстетические знания.

Отмечая 70-летний юбилей заслуженного артиста РФ Бориса Хусеевича Уртенова, одного из столпов, на которых стоит карачаевский драматический театр, мы надеемся, что правительство по достоинству оценит вклад артиста в развитие театрального искусства народов Карачаево-Черкесии.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.