Таиров в Эрмитаже

Выпуск 3-123/2009, Событие

Таиров в Эрмитаже

 

Новую книгу Михаила Левитина «Таиров», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей», презентовали в театре «Эрмитаж».

Как обычно проходит презентация нового издания? Она начинается со вступительного слова ведущего (-ей) вечера. Потом эстафету перехватывает автор, а дальше слово дают всем желающим, кто уже прочитал книгу (журнал и т.д.) или только собирается это сделать. Чаще всего приглашенным на второй минуте становится скучно (тем более тем, кто книгу еще и в глаза не видел), а на тридцатой (для приличия все-таки нужно немного поприсутствовать) они потихоньку начинают перемещаться к выходу.

Презентация книги «Таиров» перевернула представления о подобных мероприятиях. То ли потому, что все происходило в театре, что предполагает зрелищность, то ли потому, что среди приглашенных было немало известных и в театральных, и в литературных кругах людей. Ответа не знаю. Но наверняка знаю другое – желание прочитать книгу стало физическим, и навязчивой стала мысль, что уважающий себя образованный человек просто обязан ее прочитать.

В фойе желающие могли приобрести книжку с надеждой на автограф, звучала музыка Сергея Прокофьева, написанная к так и не поставленному Таировым спектаклю «Евгений Онегин». В центре зала на рояле в луче света стояла золотая туфелька Алисы Коонен. На сцене – большая театральная уличная тумба с афишами, стол и стул. Малый зал постепенно заполнялся публикой, среди которой были замечены историк кино Глеб Скороходов, сценарист Яков Костюковский, внучатый племянник Алисы Коонен Алексей Чижов, ученица Александра Таирова Майя Ивашкевич, окончившая его студию и несколько лет рабовшая в Камерном театре, директор Театра им. Ермоловой Марк Гурвич, главный режиссер РАМТа Алексей Бородин и многие другие представители творческой интеллигенции Москвы. Все люди в этом театре не случайные. При неполном затемнении в зал вошел Дмитрий Быков (тут очень просится выражение «в зените славы»). Постояв немного и убедившись, что его приход не прошел незамеченным, Дмитрий все же решил не рисковать и лег прямо на авансцену. Туда ему принесли подушку, там он пролежал всю презентацию, иногда уютно всхрапывая. Возможно, это был постановочный момент. Возможно, демонстрация свободы и себя.

Вечер открыли сидящие среди зрителей артисты театра словами Евгения Вахтангова, Михаила Чехова, Александра Афиногенова, Всеволода Мейерхольда и многих других о Камерном театре, Таирове и его спектаклях. Слова были разные, ох, какие разные! Иным бы и не звучать никогда. Но они были сказаны, более того — написаны, а рукописи не горят... Потом последовал сеанс немого кино под аккомпанемент «тапера». Перед нами, как в калейдоскопе, прошли уникальнейшие кадры – фрагменты репетиций и спектаклей Александра Яковлевича. И только тогда, когда зрители уже полной грудью «вдохнули» воздух таировского театра, в котором жил и творил великий Мастер, на сцену вышел автор книги. И первые слова Михаила Захаровича были о том, что он очень любит эту книгу. И даже не знает почему.

Работа над книгой – процесс подчас непредсказуемый. В нем многое зависит от обстоятельств, иногда помогающих писать, иногда – мешающих. А бывает, что процесс написания книги начинается задолго до того, когда писатель подумает взять в руки перо. У Михаила Захаровича случилось именно так. Он шел к «Таирову» многие годы, даже не подозревая об этом. Совсем юным прочитал книгу о Камерном театре, где ровным счетом (по молодости лет) «ничего не понял кроме фотографий». Позже была переписка и личное знакомство с Алисой Коонен. Потом в его кабинете (уже режиссера) появился портрет Таирова, подаренный его помощником Раисой Михайловной. А еще были гастроли театра «Эрмитаж» по маршруту Камерного театра, где в каждом городе Левитина ждали ксерокопии статей о гастролях Таирова. Ах, да, чуть не забыла. Было еще и просто булгаковское событие, когда в кабинете автора появился странный, в сером пальто человек и передал ему подлинную медицинскую карту Александра Яковлевича.

Пришло время, и все мысли, вся информация, собранная за многие годы, огромный режиссерский и жизненный опыт стали книгой. Книгой эпохи по имени Таиров. И это при том, что, как признался сам автор, «дальше по эстетике, чем Таиров, для меня режиссеров нет». Вот вам и парадокс, который объясняет книга.

Сценарист Яков Костюковский на презентации сказал, что «даже сам Таиров не написал бы о себе лучше. Это лучшее, что написал Левитин на сегодняшний день».

«Таиров» — документальный роман о режиссере и его музе Алисе Коонен, где автор исследует не только драматический жизненный путь Таирова, но и его творческое наследие. Книгу сложно назвать стандартной биографией, поскольку она предлагает версию судьбы человека Театра, ощущения спектаклей мастера, размышления о времени и профессии режиссера и, конечно же, взаимоотношения Александра Таирова и Алисы Коонен, начавшиеся в 1913 году в стенах нынешнего театра «Эрмитаж».

«Таиров был диктатором. Но строил все на понимании и доброте по отношению к труппе. Светлый человек. Это меня и вело в книге, — говорит автор. — Это роман о Театре, развивающийся в нескольких плоскостях — судьба Камерного, судьба Алисы Коонен, Александра Таирова в череде непрестанных творческих достижений и житейских потерь. Самым интересным было прожить его (Таирова. – А.О.) жизнь, поставить его спектакли, как ставил их он. Частично мне это удалось».

Не обошлось на презентации и без сюрприза. Племянник Алисы Коонен подарил Михаилу Захаровичу томик А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с пометками Александра Яковлевича и его неизвестную фотографию. Кто знает, возможно, в книгу «Таиров» вошли не все собранные материалы, не все мысли, не все ощущения, и через какое-то время все это станет ее продолжением…

Фото Виктора Сенцова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.