Bilyalov’s ковчег – международный, крымский

Выпуск 3-123/2009, Содружество

Bilyalov’s ковчег – международный, крымский

 

Вереница посетителей устремлялась в кабинет художественного руководителя Крымско-татарского академического музыкально-драматического театра Биляла Билялова безостановочно. Гости из Москвы, Киева, Ташкента и Вильнюса.. Театроведы и руководители театров, городская администрация...

«Билял Шевкетович, скажите хоть несколько слов для Симферопольского телевидения! – уже просили из-за дверей. – До спектакля осталось всего полчаса».

Дверь распахнулась и на пороге кабинета, гостеприимно улыбаясь, вырос великан в белом костюме: «Добро пожаловать, всех вас рад видеть. Познакомьтесь – это наши критики, это наши гости, это будущие участники нашего фестиваля». Широта приема, размах интернационального мероприятия – все это заставило невольно удивляться соответствию роли Крымского хана, в которой Билял Билялов снялся год назад по приглашению киностудии Довженко.

А тем временем в камерном фойе театра лучший (как поведали здешние критики) крымский оркестр настраивал зрителей на праздничный лад, предвосхищая театральные открытия. Так Крымско-татарский академический музыкально-драматический театр провел семь сентябрьских дней 2009 года, вошедших в историю под названием VI Международный театральный фестиваль «Крымский ковчег».

Шесть лет назад фестиваль начинался с показа дуэтных спектаклей. Постепенно в афише появились камерные, а затем и полномасштабные постановки. И сегодня, не взирая на финансовые препятствия, «Крымский ковчег» величественно продолжает свой путь, выполняя просветительскую миссию объединения наций и культур. В апреле 2010 года исполнится 110 лет со дня основания крымско-татарского театра и 20 лет со дня его возрождения.

И не случайно для открытия «Ковчега» Б.Ш.Биляловым был выбран собственный спектакль, касающийся самой животрепещущей крымской темы – депортации крымско-татарского народа в 1944 году. Театр нашел ей убедительное художественное воплощение, обращаясь к зрителю с пронзительно-искренним вопросом: «Как сделать, чтобы такое больше никогда не повторилось?» И все же посвященная драматичному событию постановка «Сенмеген йылдызлар» («Сияющие звезды» Р.Муедина) стала скорее исключением в общей радужной палитре фестиваля. Шесть из восьми театров-участников обратились к жанру комедии. Причем востребованы оказались самые разные комедийные пьесы.

Это и показанная на второй день фестиваля комедия Жана-Мари Шэврэ «Будьте как дома!» (Киевская мастерская театрального искусства «Сузирья») с Адой Роговцевой в главной роли и ее дочерью Катериной Степанковой в качестве режиссера постановки. И классическая комедия А.Н.Островского «Не все коту масленица» (авангардистский спектакль А.Лисовца в Киевском государственном театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра уже стал ранее заслуженным обладателем престижной украинской премии «Киевская Пектораль»), и современная комедия А.Крыма «Завещание целомудренного бабника» в постановке В.Малахова (Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки), и комедия Могилевского областного театра «Пора заняться светлой стороной жизни» (режиссер А.Гузий) по пьесе Нила Саймона «Последний пылкий влюбленный», и комедия М.Камолетти «Боинг-боинг» в постановке С.Алдонина (Полтавский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. Н.Гоголя). Национальный колорит внесла в фестивальную афишу лирическая комедия Н.Аббосхона «Одинокая звезда», показанная Государственным академическим национальным драматическим театром Узбекистана.

Помимо спектаклей драматических театров, фестивальная программа включала вечер классического балета, правда, совсем необычный – его показали артисты мексиканской труппы Глории Контрерас (Мехико). Трое танцовщиков на фоне однотонного задника демонстрировали дуэты и соло с непосредственностью, энергией, выносливостью, достойными, по меньшей мере, благодарных аплодисментов. Да и кто из присутствующих мог вспомнить прародителя этой «мексиканской» пластики – хореографические миниатюры, поставленные российским балетмейстером Касьяном Голейзовским в 1960-е годы?

Мексиканский балет – один из самых молодых в мире: он вызывает интерес и одновременно требует к себе бережного внимания. И тем, и другим крымские зрители одарили артистов сполна.

В «Крымском ковчеге» отсутствует жюри, здесь не определяют первенство и не вручают дипломов. Это принципиальная позиция организаторов. «Фестиваль мы делаем для того, чтобы к нам приезжали разные театры со всего мира, – сказал на пресс-конференции Б.Ш.Билялов. – Ведь чем больше таких представлений мы будем видеть, тем более толерантными и культурно богатыми мы станем».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.