Мечта о народном театре/Фестивалю ЛИК – пять лет

Выпуск 3-123/2009, Фестивали

Мечта о народном театре/Фестивалю ЛИК – пять лет

 

В России сегодня проходит превеликое множество театральных фестивалей, и уследить за всеми побегами, которые вырастают и вянут на этом древе, почти невозможно. Про театральный праздник, о котором здесь пойдет речь, можно без всякого преувеличения сказать, что он вырос как гриб, и грибница оказалась живучей. Ведь фестиваль «ЛИК» вот уже пятый август возрождается под елками и березами лесного массива Пушкиногорского музея-заповедника, недалеко от въездной аллеи усадьбы Михайловское, на берегу Бугровского озера.

Много лет назад территория знаменитого музея охранялась силами трех кордонов, расположенных на тогдашних границах заповедника. Границы раздвинулись, техника охраны изменилась, а кордонные домики сохранились. На территории Кордона-2 и поселился театральный фестиваль «ЛИК».

Легендарный создатель заповедника Семен Степанович Гейченко до своей кончины успел передать второй кордон на 50 лет в безвозмездную аренду художнику Петру Ниловичу Быстрову, который и стал инициатором создания некоммерческого товарищества «Лаборатории Искусств Кордон -2» (ЛИК). Охранный домик превратился в уникальную творческую площадку. Внутри избы уютный выставочный зал, внутренняя сцена, маленький музей знаменитых хранителей пушкинского заповедника. Снаружи – большой зрительный зал под открытым небом и внешняя сцена, выставка деревянной скульптуры, лавка лесного художника, чайная беседка. Каждая постройка, каждый интерьер затейливо придуманы и искусно оформлены руками хозяина. Еженедельно на Кордоне-2 устраиваются литературные вечера, нередко проходят выставки народных художников, совместно с творческими вузами Санкт-Петербурга организуются кинопроекты, особые праздники искусств проходят в памятные пушкинские дни. Но самый масштабный творческий праздник, который в нынешнем году справил свой пятилетний юбилей, – театральный фестиваль.

Несколько любопытных театральных идей движут его создателями: художником Петром Быстровым (село Косохново) и режиссером Григорием Кофманом (Берлин). Одна из них – возрождение идеи усадебного театра в новых условиях. Усадебный театр понимается в данном случае довольно широко: как театральное искусство, вписанное в естественный природный ландшафт; как культурная инициатива образованной части провинциальной России, обращенная к самым широким кругам зрителей; как частное, неформальное дело, позволяющее объединить в своем пространстве плодотворные усилия профессионалов и любителей.

Другая важная идея фестиваля – эксперимент в области создания камерного театрального пространства. Интересно, как могут размещаться спектакли в пространстве избы, на лесной поляне, прямо между деревьев в лесу, на опушке у ржаного поля. Какой энергетикой обладает каждое из пространств? Как влияет на стиль актерской игры? Каждый участник фестиваля волен выбрать наиболее приглянувшееся ему пространство и организовать общение со зрителем своим, особенным способом.

Третья идея – создание территории «русского театрального зарубежья» на северной границе России. В своих программных документах организаторы фестиваля пишут, что его участниками должны стать «отечественные группы художников и театральных деятелей, ведущие поиск путей развития типических форм русской культуры, решающие проблемы межъязыковой интеграции, оставаясь в традиции специфического «русского текста», зарубежные деятели культуры, профессионально занимающиеся проблемой влияния русского искусства на культуры других стран». Тема каждого фестиваля – отражение и развитие мотивов русской литературы и драматургии в литературе и драматургии других стран. Первый фестиваль «ЛИК», проходивший в 2005 году, был посвящен пушкинским мотивам, пятый фестиваль 2009 года – гоголевским. Спектакли играются здесь на русском, немецком, французском, литовском и других языках.

Некоммерческое партнерство «ЛИК» практически не имеет финансовой поддержки, и, тем не менее, год от года фестиваль развивается, становясь масштабнее и интереснее. В юбилейном сезоне на фестиваль собрались 14 театральных коллективов из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, Пскова, Орла, а также из Германии, Латвии и Литвы. Некоторые из них привезли по две работы, а самое интересное, что во время фестиваля родились театральные миниатюры, созданные прямо здесь в результате творческого сотрудничества нескольких театров.

Участники фестиваля живут в спартанских условиях – в палатках на территории Кордона-2. Жизнь у них напряженная и интенсивная: утром мастер-классы, днем репетиции и экскурсии, вечером 2-3 спектакля, ночью – обсуждения прошедшего дня.

Атмосфера фестивальных просмотров удивительна сочетанием открытости и интеллигентности. Вход на фестивальную поляну свободный и бесплатный. Поэтому на спектакли собираются самые разные люди: местные жители и столичные дачники; дети, взрослые и старики; люди искусства и науки, крестьяне и рабочие заповедника. Все вместе они составляют, вероятно, ту целостную публику «народного театра», о которой мечтал Александр Сергеевич Пушкин. Перед каждым спектаклем организаторы обращаются к залу с традиционной просьбой отключить мобильные телефоны, и с менее традиционными просьбами – не отвлекаться на дождь и комаров; позаботиться о том, чтобы маленькие дети, для которых просмотр окажется сложным, были присмотрены и переместились из театральной зоны в жилую. Тут, на лесной поляне, все эти просьбы зал встречает с единодушным пониманием. На спектаклях – идеальная тишина. Общее доброжелательное внимание. В разговорах с неопытной театральной публикой обнаружился удивительный факт: все понимают и чувствуют всё. Люди, впервые попавшие на спектакль, легко схватывают изощренную эстетику театра абсурда, дошкольники сопереживают герою спектакля, который играется на чужом языке. У наивного зрителя есть даже свое объяснение феномену: «Кажется, если бы актеры были далеко, кругом слишком много народу, свет, бархат и все такое, не было бы так интересно, что на сцене, я бы не принимал все так близко к сердцу»; «Когда смотришь спектакль на экране, все кажется гладким, не очень задевает, а тут тебя как будто втягивает внутрь». Словом – живой обмен энергией актера и зрителя здесь очень ощутим и помогает преодолеть языковые барьеры самого разного уровня.

Наиболее радикальными экспериментальными работами на фестивале 2009 года были спектакли, представленные Григорием Кофманом и его GOFF-Company (Петербург-Берлин) «Розанов против Гоголя» по Виктору Ерофееву; «Оглашенная» Теагруппы «Заветная тележка» (Москва) и «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Содружества «Галерея» (Пушкинские горы).

В работе «Розанов против Гоголя» участвует необычное трио: голос Гоголя представлен партией саксофона (Николай Рубанов), голос Розанова – барабанами (Алексей Иванов), а человеческая речь целиком отдана Виктору Ерофееву, роль которого в спектакле исполняет Григорий Кофман. Джазовая импровизация на философские темы – самый трудный для понимания жанр, представленный на фестивале.

«Оглашенная (читая Гоголя)» – монолог актрисы. Так значилась в афише работа автора и исполнителя Марии Бородиной и ее коллег-художников Татьяны Спасоломской и Виктора Дёлога. Четыре фестивальных дня эта группа пряталась в лесу за Кордоном: участники проекта перетаскивали с места на место невероятной величины валуны и расписывали их, тянули между сосен веревки и провода, носили ведрами яблоки и охапками сено. И на пятый день в невероятных естественных декорациях, слегка подправленных рукой опытных театральных сценографов, они рассказали историю о том, как «...где-то на Балканах уволенная актриса, ставшая турагентом, в текстах Гоголя проживает коллизии своего неудавшегося романа с театром...».

Участники содружества «Галерея» показали любительскую импровизацию на темы знаменитой повести. В спектакле участвовали художник Петр Быстров, школьник Павел Муратов и филолог Вера Хализева. Николай Васильевич Гоголь, представший перед зрителями в виде гипсового бюста, стал непосредственным участником представления. Сначала он смотрел на происходящее из окошка, затем «прислуга» водрузила его на стол между водочкой и закуской, а после закружили Гоголя в хороводе им же написанного скандала. Работа «Галереи» была забавна и провокативна, ее создатели ярко продемонстрировали зрителю, что все описанное Гоголем до сих пор является частью нашей общей жизни, что все мы актеры этого спектакля и постоянно проживаем в его декорациях.

С особой теплотой зрители приняли спектакли студентов Колледжа театрально-музыкального искусства № 61 из Москвы, театральной академии из Петербурга, театра-студии «Млечный путь» из Орла, студии «Гротеск» Псковского государственного педагогического университета им С.М.Кирова. Но безусловными лидерами фестиваля стали театр «Ребус» из Литвы и Городской театр Валки из Латвии.

Молодые московские актеры показали моноспектакли: один по прозе Л.Енгибарова, другой – по прозе Т.Толстой. Два совершенно разных «прорастания» гоголевской темы: печальное одиночество художника в новеллах клоуна, воплощенное Сергеем Батовым, и беспощадный комизм «Кыси», вскрытый Викторией Печерниковой. Студенты из Петербурга сыграли маленькую пьесу Х.Бергера «О чем кричала иволга» из цикла «Злые пьесы». Сюжет близок повести «О том, как поссорились» – сельская склока соседей, перерастающая в чудовищную фантасмагорию. И если москвичи продемонстрировали лирический и драматический темперамент, петербуржцы – виртуозное владение техникой трагифарса.

Орловский студенческий театр привез работу, сделанную в жанре литературно-пластической композиции. Такими средствами молодые актеры стремились перенести на сцену притчевое звучание избранного материала. «Железная юга» А.Раденского – притча о мастере, выковавшем гвозди для распятия. В программке читаем: «...Кали Юга – Черный или Железный век, последняя из эпох, на которые разделен процесс развития человечества. Это философская притча о Человеке, о нашем безумном стремлении к сверхчеловеку». Трагическое напряжение борьбы божественного и дьявольского начал в человеке роднит пьесу с гоголевскими текстами. И, наконец, псковские студенты темпераментно сыграли «Плот» Славомира Мрожека, в очередной раз заставив зрителя задуматься о том, где черта, переступив которую человек перестает быть человеком.

Литовцы и латыши привезли очень зрелые работы, которые могли бы украсить любой масштабный фестиваль. Латышский режиссер Айварс Икшелис поставил современную пьесу Агиты Драгуны «Мать». Это монолог молодого человека, который ждет суда за то, что поднял руку на свою мать. Мистический, жуткий, непреодолимый страх был главным чувством, которое он испытывал всю свою жизнь. В еврейском местечке, где он вырос, культивировалась идея изначальной греховности человека и неизбежности жестокого наказания за каждый проступок. Начетническая религиозность не позволяла развиться любви. И именно любовь оказалась роковым рубежом, изменившим жизнь героя. Любовь пробудила чувство достоинства и толкнула на преступление. Но она же наградила чувством личной ответственности и пониманием свободы выбора. И потому герой не бежит из открытой тюремной клетки и, осудив себя сам, готов к суду людей. Бездны и взлеты человеческой души тут, скорее, не гоголевские, а античные. А актерская игра удивительна постоянным напряжением мысли. Саша Примакс заставляет зрителя проделать путь самопознания вместе с героем пьесы. В страшной истории героя каждый находит отражение собственной истории борьбы с детскими страхами и обидами, которые завладевают человеком навсегда, оставляя его пленником ненависти, или преодолеваются, что позволяет стать взрослым и позволить себе бесстрашно любить.

Литовцы сыграли два спектакля: «Дявольски одинок» по стихотворениям Паулюса Ширвиса на литовском языке и «Ведьму» А.П.Чехова на русском. Режиссер и исполнитель главных ролей в обоих спектаклях – Йонас Бузиляускас. Этот немолодой, мешковатый, невысокий человек заворожил зрителя. Трагический актер – огромная редкость для нашего времени. Йонас Бузиляускас – настоящий трагический актер. Как и положено литовцу, он чужд нажиму и актерской истерике, он сдержан, почти холоден. А зритель, который смотрит на его игру, преисполняется глубочайшим сочувствием к героям, хотя они далеки от представления об идеале. Они мелки, слабы, озлоблены, но «дьявольски одиноки», в них живет огромная мощь нереализованного, чему уже никогда не дано будет состояться. Героев Ширвиса и Чехова Йонас Бузиляускас играет так, как можно, наверное, сыграть Акакия Акакиевича из второй части «Шинели».

Небольшое пространство Кордона-2 за неделю от 1 до 8 августа вместило огромное количество людей, идей, текстов, переживаний, эстетических поисков. Опыт фестиваля «ЛИК» в Пушкиногорском музее-заповеднике представляется уникальным, потому что здесь явлена возможность существования сегодня сложного искусства в предельно простом антураже. Фестиваль «ЛИК» – это территория свободы творчества и свободы восприятия, это сбывшаяся мечта о народном театре, о возрождении российской провинции, о театре без границ.

Никто не знает, сколько лет еще отпущено этому бескорыстному и наивному проекту. Пять – это уже немалый возраст, заслуживающий уважения.

Фото Иосифа Будылина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.