Качество и количество/VIII Фестиваль-встреча "Пусть будет так!.."

Выпуск 3-123/2009, Фестивали

Качество и количество/VIII Фестиваль-встреча "Пусть будет так!.."

 

В этом году фестиваль-встреча «Пусть будет так!..» проводился содружеством любительских театров «Град Китеж» восьмой раз и был посвящен светлой памяти Галины Сорокиной. Впервые в 2002 году идея фестиваля любительских театров была поддержана Председателем Нижегородского отделения СТД Галиной Сорокиной, трагически погибшей в марте нынешнего года. В разные годы фестиваль носил разные названия: «Осенний марафон», «Декабрьские встречи», «Остров спасения». «Пусть будет так!..» звучит как обещание сохранить и продолжить непростое, но необходимое дело. Фестиваль имеет также поддержку городского Дома актера, на сцене которого и проходит.

Почти все представленные коллективы – завидные долгожители (средний возраст – 30 лет), воспитавшие на своих сценах и в залах не одно поколение актеров и зрителей, проживают не только в городе, но и в местах неподалеку.

Театр «Стремление» из города Бор имеет богатую историю и обширный репертуар, который указывает на очевидную склонность к отечественной драматургии, как современной, так и классической. Однако на этот раз нам предложили «Антигону» Ануя, написанную в 1942 году в оккупированном Париже. Однозначно – трагедия. Отдавая дань уважения постановщику Льву Гершковичу за обращение к непростому жанру, не могу все же констатировать удачного воплощения. Антигона (Л.Кулизина) готова на все - и на неминуемую смерть, - чтобы похоронить брата. И хотя совершенно очевидно, что этого ей все равно не удастся, остановить ее ничто не в силах. Доказать, что эта смерть за идею необходима и благородна, мне не смогли. Очень убедителен был скорее Креон (В.Смирнов), доказывая неправоту и бессмысленность этой затеи. А девушкой, вероятно, двигали скверный с детства характер и элементарная гордыня. Креон обращается к молодежи с монологом, призывающим беречь и любить жизнь, но Антигона делает вывод, что жизнь все равно будет ужасна (априори), надо будет лгать и продаваться (что ж – не без этого) и лучше она все равно пойдет хоронить брата, то есть – умирать. Если речь в спектакле о выборе, то его не было ни у кого. Но рассудительного тирана Креона было гораздо жальче, чем несгибаемую упрямицу.

Пластический театр «Дыхание» показал лирическую клоунаду «Дорога к себе» - совершенно очаровательное, мудрое и трогательное действо. Автор идеи и режиссер Л.Панькина и четыре замечательные актрисы за сорок минут успели познакомить нас с яркими и очень разными персонажами и рассказать их истории, используя музыку, пластику и прекрасную «говорящую» бутафорию и костюмы. Тут и зонтик, превращающийся в птицу, и конфета – смысл всей жизни, и «лапша на ушах», и особенно пленивший меня символ – надувной якорь, розовый в цветочек: он то тянет свою хозяйку на дно, то вырывается из рук, то становится почти что крестом - «неси свой крест и веруй». (Признаюсь, мне подарили дубликат этого якоря, он висит у меня дома и вселяет надежду.) Было виртуозно искреннее общение с залом, а в целом ощущение свежести и таланта.

Театр-студия «Листопад» тоже порадовал - буффонадой по рассказам Тэффи и Аверченко «Эти смешные люди» в постановке Ирины Шварц. Удачная сценография основана на расписных ширмах, яркие привлекательные костюмы, родная и приятная музыка из «Бумбараша», симпатичные артисты и хороший текст. Поскольку в спектакле много танцев, следовало бы над ними еще поработать, но это – вопрос репетиций.

Вне заявленной программы был показан спектакль-пантомима учебного театра школы № 2 «Перекресток семи дорог». Возможно, спектакль не был готов к показу, но даже и по неподготовленной работе мне стало ясно, что мое понимание пантомимы резко не совпадает с пониманием В.Перова, так что не буду на этом останавливаться. В Народном театре ДК ГАЗ Зоя Куликовская поставила «Золушку» Е.Шварца – настоящий, большой детский спектакль. Знакомая с детства история изобилует хорошими звонкими голосами, интересными находками. Здесь привратники – шуты, ожившие метелка и кочерга – золушкины слуги, мачеха с дочками узнаваемо растопыривают пальцы – сохнет лак на ногтях. Здесь Король (В.Неумоин) еще по правде добр, но уже вспоминаешь, чем эта королевская доброта обернется в «Обыкновенном чуде». Прекрасна и сказочна Фея (Е.Куликова). Лаконично и забавно повседневные костюмы превращаются в бальные при помощи шляпок, пелеринок, передничков. Хороша разноцветная танцевальная сумятица на балу. Возникает некое ощущение тесноты, однако вполне объяснимое тем, что у театра «дома» очень большая сцена и рассчитано было на нее.

Уже писала о пьесах Степана Лобозерова, что испортить их практически невозможно. Вот и не испортил «Семейный портрет с посторонним» народный театр ДК им. А.С.Пушкина (с. Б. Болдино) в постановке В.Королева. Добротный и добрый получился спектакль. Солидная декорация – много дерева, милый коврик с оленями, узнаваемая рамка с множеством фотографий. Хорошо работают артисты. Приятно (редко бывает), что Мишка по-настоящему играет на гармошке и очень здорово поет частушки. Вот только внимательней надо быть к тексту. Бабка говорит Тимохе: «Пойду, костюм твой поищу». Что это за поиски? Разумеется, у него единственный выходной костюм, и все прекрасно знают, где он находится. Конечно, не «поищу», а «принесу». Мелочь, но...

Театр «В мастерских» из поселка Доскино престранную, на мой взгляд, показал постановку. В пьесе драматурга Михаила Першина «Сказка о непролитой слезинке» (режиссер В.Власова), названной «лирическая сказка», лирика была заявлена в начале посредством очень хорошего пения а капелла. То, что происходило потом, разуму моему доступно не было. Чтобы добиться по указу черта хотя бы одной слезинки от своей соседки, другая соседка убивает сначала ее дочь, потом собачку, потом, по-моему, любимую мышку. А та все равно не плачет. Не плачет, и все тут! Вот молодец-то! Что за дикая мораль? И все эти убийства – так, влегкую. А ведь девочка живая ходила по сцене. И собачку так хорошо играла Ксения Саматова. Убили дочь, а у матери ни слезинки – вот как правильно жить. По-моему, неправильно. Все равно надо отметить, что злодейку-убивицу очень хорошо играла Юлия Некрасова.

Как видите, фестиваль был достаточно разноцветный. Очень надеюсь, что организаторы справятся с трудностями и не прервут эту замечательную традицию.

 

Едва вернувшись в Москву с фестиваля «Пусть будет так!..», я снова отправилась в Нижний Новогород в уже знакомый театр «Вера» на детский фестиваль, которого ждала весь год, - II Российский фестиваль спектаклей для детей «Вперед за синей птицей». Прямо с корабля, то есть с поезда, не заезжая в гостиницу, отправилась на благотворительный марафон спектаклей любительских студий «Дети – не будущее, а наше настоящее», открывающий фестиваль.

Спектакль «Поллианна» группы «Семейный театр» (режиссер-педагог Н.Пьянова) очень остроумно представил новую исполнительницу Поллианны в каждой картине. Каждая была по-своему прелестна, каждую зритель ждал с большим нетерпением. И так девчонки были хороши и убедительны, что уж ничего больше от постановки и не требовалось. Дети любят петь, и режиисер насытил действие разнообразными песнями, но позитивного результата это не принесло. Все-таки для пения нужны и слух, и вокальные данные, и репетиции. Одного умиления поющим ребенком явно недостаточно, да и не слышно их было практически.

Театр «Балаганчик» поставил пьесу Владимира Синакевича «Дикий», очень удачно написанную по мотивам «Гадкого утенка» Андерсена. А ведь это опасно - по мотивам. Автор привел в историю множество разнообразных и очень выразительных персонажей. Высветилась утка-мама (Татьяна Кочеткова), которая, конечно же, очень любит своего странного птенца. И готова защищать его от всего мира. Появились хлопотунья-тетушка, резвые, вполне миролюбивые братья и сестры, правящая чета Испанской утки с Индюком со своими непростыми отношениями, и заяц, и наставники-лебеди, и Возлюбленная. Спектакль наполнен разнообразными проявлениями нежности и любви, чего всегда недостает классическим сказкам и Андерсену особенно.

А вот «Путешествие в Нарнию» (Театральная студия будущего Детского театра «Вера») Ю.Витковской в постановке режиссера-педагога В.Ганина ничем особенно не запомнилось, кроме заявленной режиссером позиции, что, мол, профессиональный театр — для зрителя, а любительский — для себя. Возможно, не для критика, согласна, но какой театр без зрителя? Абсолютно непонятно. Как раз без режиссера еще когда-то было можно. Но связку актер-зритель разве можно отменить?

На следующий день театр «Вера» показал свой спектакль «Золотой ключик» А.Толстого в постановке Веры Горшковой. Было весело, красочно, красиво одето. Вот только показалось, что персонажи не общаются друг с другом, не слышат. Что особенно невозможно у Кота Базилио и Лисы Алисы, которые — жулики, работающие в тандеме и должны понимать друг друга с полуслова, полувзгляда. Говорят все громко и внятно, а внимание зала ощутимо утекает. Есть ощущение какого-то почти математического режиссерского просчета, ставки «не на то». Канонические песни, исполненные на другой мотив, проигрывают, не став современнее. Неверные реакции, тупиковые мизансцены, немотивированные поступки. И лишили Буратино полосатого колпачка. А мне он с детства дорог. Почему ж сегодняшним детям его не надо? Нет, все было вовсе неплохо, но в финале мне уж совсем серьезно взгрустнулось. Да и то сказать: воплощение мечты всегда меньше того, что ожидалось. Конечно, имеется в виду театр-мечта, добытый золотым ключиком.

Православное творческое объединение «МiР» показало спектакль Романа Сванидзе «Дом свободы» по «письмам царственных страстотерпцев» в постановке Ирины Семенчук. Спектакль неожиданный, прекрасный, очень волнующий. Письма семьи Романовых из ссылки читаются артистами слегка отстраненно, без погружения в персонажей, но ситуации проигрываются и жизнь на сцене идет трепетная и светлая. И танцуют, и занимаются, и играют, и с горки катаются. И тоскуют, и грустят, и веселятся. Очень деликатно, не давя на жалость. Да, мы знаем, что ждет этих милых людей, но не жалости и горечи ждет от нас театр, а возможно, светлой печали, возможно, восхищения, главное же — памяти. Очень тонкая постановочная и актерская работа. Также работа сценографа, также точная и образная бутафория и прекрасное музыкальное офрмление. Очевидно, что актеры вокально серьезно подготовлены. Этот спектакль я назвала бы совершенным.

Следующий спектакль хозяев фестиваля «Хозяйка горы» по мотивам произведений П.Бажова Виктора Ольшанского в постановке Ирины Лаптиевой понравился мне тоже чрезвычайно. Прежде всего, драматург и режиссер сохранили ни с чем не сравнимую мелодику бажовских сказов. Именно сказов, а не сказок или вовсе детских сказочек. Здесь сохранилась неразгаданная загадка, нераскрытая тайна, от которой холодок бежит по спине. Что за прелестное существо эта хозяйка горы в исполнении Анастасии Дудоладовой! Женщина ли, змейка ли? И была ли? Не приснилась? Она гибкая, невесомая, неуловимая. Артистка так мастерски использует модуляции голоса, что иногда он кажется эхом, отраженным от каменных стен. И остальные артисты замечательны: Катя-Памятка — Александра Трушкина — антипод Хозяйки. Земная, резвая, кудрявая, любящая навсегда, в чем нет никаких сомнений. Колоритна и темпераментна Машер (Галина Быкова), несущая свою несокрушимую циничную правду, но и трагедию. Сильны мужские образы барина Турчанинова (Сергей Малафеев) и особенно управляющего Пароти (Сергей Голышев) — неожиданный, очень интересный характер. Вроде и отрицательный поведенчески, но и душевный, и страдающий. Несчастливый конец у этого сказа, но очень надеюсь на счастливую судьбу спектакля, которой он, безусловно, заслуживает.

Дальше вообще все было хорошо. Еще одна «Золушка», но не Шварца, а Тамары Габбе в постановке Александра Ряписова (театр «Вера»). Эта драматическая вариация была просто подарком. Шварц прекрасен, но уже клиширован и растащен на афоризмы. Здесь мне понравилось все. И масса нового свежего юмора, и отсутствие аморфного папаши, позволяющего тиранить дочь, и наличие совсем новой комической феи, и королевской супружеской четы вместо мармеладного короля, намертво сросшегося с образом Эраста Гарина. А главное — совершенно восхитительный Принц (Дмитрий Суханов) - красивый, надежный, нежный - такого только в раннем Голливуде увидишь или во сне. Или на сцене театра «Вера».

На сладкое, вне заявленной программы, театр предложил в небольшой комнате дома-музея Михаила Щепкина спектакль по переписке актера и его окружения в инсценировке, постановке и сценографии уже знакомой мне Ирины Лаптиевой. Этот камерный негромкий спектакль стал для меня мощным аккордом. Любимый, полузабытый жанр литературного театра, но, впрочем, не совсем. Была тончайшая и изобретательная актрская игра — на расстоянии вытянутой руки. Юность, зрелость, старость. Первые восторги любви, муки творчества, триумф и угасание. Мне подарили интереснейшего человека. Что я знала о Щепкине из институтской программы? Много чего, а оказывается, не знала совсем. Обжигает его современная боль за судьбу отечественного театра. Вряд ли кто-нибудь из столь же успешных сегодня так казнится собственным несовершенством.

Думаю, эта боль, тревога и забота о жизни детей в театре — главная черта Веры Горшковой — капитана театра «Вера». Сколько сложностей! Сколько проблем! Но сколько и позитива! На нее можно надеяться, ей можно верить, но ей надо и помогать. Дети ведь, действительно, не туманное будущее, а — настоящее.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.