Кукольный парад/ IX Международный театральный фестиваль "КукART"

Выпуск 3-123/2009, Фестивали

Кукольный парад/ IX Международный театральный фестиваль "КукART"

 

Следующий Международный театральный фестиваль «КукART» станет юбилейным, десятым. Предъюбилейная девятая кукольная биеннале показала, что следующим летом на этот форум кукольников всего света в Петербург стоит приехать даже специально.

В течение девяти дней свои спектакли городу на Неве показали театры из России, Беларуси, Болгарии, Польши, Австрии, Германии, Армении, Израиля, Финляндии, Венгрии, Украины, Норвегии и даже диковинной для нашего театрального пространства Турции.

Сложно поделить все эти постановки тематически или жанрово. Это был парад кукольного театра во всем его многообразии. Обширная программа фестиваля создавалась с двумя основными целями: первая – это показ спектаклей театров кукол по произведениям А.П.Чехова в рамках подготовки празднования 150-летия со дня рождения; вторая – проведение Фестиваля марионеток КукART-IX, посвященного 90-летнему юбилею первого в мире репертуарного Санкт-Петербургского театра марионеток им. Евгения Деммени. Помимо основной программы были организованы несколько дополнительных: проведение заседания комиссии UNIMA по образованию под председательством президента Марека Вашкеля, а также мастер-класс режиссера, профессора, вице-президента Международного фестиваля КукART Виктора Шраймана.
Самым первым показанным спектаклем стал «Гулливер в стране лилипутов» театра марионеток им. Е.С.Деммени. Он был сыгран в рамках специальной программы. Это один из лучших спектаклей театра, воссозданный в наше время благодаря Николаю Боровкову. В нем действуют современные актеры, новые, яркие декорации, а куклы – родом из 1930-х годов.

Официально открыла фестиваль небольшая зарисовка уникального театра Hand made под руководством Андрея Князькова, актеры которого – руки, кисти и пальцы, прыгающие, гнущиеся, разбегающиеся и складывающиеся не просто в фигуры, но в любую историю. Далее Белостокский театр кукол показал спектакль «Коричные магазины» - лирическую историю-воспоминание о детстве одного мальчика, его отце, семье.
Любой фестиваль – это что-то вроде демонстрации достижений театрального хозяйства. Возможность людей посмотреть и себя показать. Иногда случается и конкурсная программа. На КукARTe ее принципиально нет. Каждый везет на этот форум в Петербург то, что считает необходимым явить миру. Иногда это интересные явления, иногда – проходные, ничем особенно не примечательные. Не желая останавливаться на последних, хотела бы обратить внимание на несколько постановок, заслуживающих его.

Центральной болевой точкой стал, безусловно, спектакль «Вишневый сад» Мытищинского театра кукол «Огниво». «Страстной бульвар,10» уже писал об этом спектакле подробно. Мне остается только признать в нем абсолютную гармонию во взаимодействии актеров и руководимых ими кукол. Хотя, сказать, что именно актеры руководят куклами, в этом спектакле было бы неправильно. В нем нет ведущих и ведомых. Куклы не менее одухотворены, чем люди-актеры. Они взаимодействуют, вступают в конфликт, силятся отыскать общий язык. В силу пресловутой усталости чеховской (как и любой другой классической) драматургии редкий «Вишневый сад», слова которого уже невольно выучены наизусть, может удивить или тронуть. Финал «Вишневого сада» театра «Огниво» вызывает сильнейшие эмоции. Всему приходит свой конец. Нелепые недотепы, персонажи Чехова потеряли свой родовой сад и имение. Им остается одно: уезжать или умирать. Подают лошадей, на маленькую сцену выносят чемоданы, те в одночасье превращаются в гробы для кукольных персонажей, которых пытаются в них уложить люди. Куклы вырываются. Не хотят умирать, уезжать, заканчивать свое сценическое существование. И душераздирающий крик куклы Раневской: «Дайте же хоть последний раз взглянуть!» еще долго звучит в ушах зрителей.

«Черная курица» Антония Погорельского, пожалуй, самая страшная детская сказка. Страшная и сложная, способная без труда вызвать в ребенке комплекс вины на всю жизнь. И вместе с тем это очень волнующая детское воображение своими призрачными подземными мирами история. Сложно было представить, как можно в театре показать царство, в котором оказывается главный герой Алеша и его спутник – курица Чернушка. Однако в Витебском театре кукол «Лялька» нашли восхитительный сценический эквивалент этой поучительной страшилке. Маленький врунишка-мальчик – кукла. Почти все остальные: учителя, классные дамы, придворные подземелья – актеры, работающие в живом плане. На сцене стояла выгородка с несколькими оконцами со шторками. Поднимались шторки, и сцена превращалась в торжественный зал школы. Опускались и подсвечивались радужными софитами – герои вместе с маленькими зрителями оказывались в волшебном подземном царстве. Казалось бы, очень простые приемы, но в этом спектакле они создали именно ту лаконичность и одновременно красноречивость, которая позволила создателям, имея в распоряжении малюсенькое игровое пространство, все же отправиться вместе со зрителями в волшебное путешествие. Пространство, которое уместило в несколько квадратных метров сцены несколько огромных невиданных миров.

Интересным, похожим на камерное домашнее представление получился немецкий спектакль «История о братике» кукольного театра Архангела Михаила. Действие его происходило в рамках игровой картонной коробки, в которой существовали вырезанные из картона члены небольшого и очень дружного семейства. Это единственный спектакль прошедшего КукARTа, который был адресован самым маленьким детям, буквально до 3-4-летнего возраста. В финале же всем малышам были розданы коричные пряники. «История о братике» была яркой демонстрацией того, что четвертой стены в хорошем театре нет. В прямом смысле слова. Театр – это то, что происходит здесь, сейчас, среди нас, и создается такими же людьми, как те, что сидят в зале.

Словно противовесом оказался спектакль «Мы», поставленный по одноименному роману Евгения Замятина петербургским режиссером Русланом Кудашовым, известным своими работами в театре «Потудань». Его «Мы» похож на страшный сон, в котором танцуют и вопят одинаковые монстры – люди-номера, придуманные Замятиным. «Живой» среди них только один – их Повелитель, остальная серая масса – безликие и бесполые куколки, походящие на скелетики, которые бодро в такт маршируют, копают, занимаются любовью, обедают. «Одинаковость» героев Кудашов показывает впрямую. Такая прямолинейность и точное попадание возможны, конечно, только в кукольном театре. Это понимаешь на спектакле Большого театра кукол. Кроме того, в рамках фестиваля был показан «Маленький принц» того же Руслана Кудашова. Добрый и ясный спектакль для любого возраста. Как, впрочем, и сама история Антуана де Сент-Экзюпери.

Помимо этих столпов КукARTа зрители могли увидеть моноспектакль Игоря Ларина «Ленинградская симфония», темой которого стала жизнь маленькой девочки в блокадном Ленинграде. Составленный из документальной хроники и стихов, он был взят в программу по достаточно условным причинам. Та самая девочка – это была кукла, которую баюкал, укутывал и кормил с ложечки рассказчик – актер Игорь Ларин. Этим отношение «Ленинградской симфонии» к кукольному театру исчерпывается.

Сергей Хомченков, молодой петербургский режиссер-экспериментатор, показал довольно невнятный спектакль-искание «Учение дона Хуана», основанный на книгах Карлоса Кастанеды. Оценивать его можно только с точки зрения эксперимента, на который у любого художника всегда есть право. Но не более того.

Детский автор Женя Глюкк представила свою изящную дебютную работу - кукольный мюзикл «Прекрасная Вампука», а театр им. Е.Деммени – одну из последних премьер «Муха-Цокотуха». Новый спектакль «Подарок Морского царя» представил один из наиболее интересных петербургских негосударственных кукольных театров, существующих, к сожалению, на вольных хлебах – «Кукольный формат». Самарский театр кукол привез скучный и невнятный (ни для детей, ни для взрослых) спектакль «Каштанка». А гости из Турции показали новый для нашего города теневой спектакль.

Закрылся фестиваль постановкой Харьковского государственного академического театра кукол имени В.А.Афанасьева «Простые истории Антона Чехова» режиссера Оксаны Дмитриевой. В ее основе чеховские истории о жизни и любви. Истории эти на сцене воплотились в три действия. Это был изумительно поэтический спектакль, в своей светлой печали порой достигавший высот античной трагедии. Без преувеличения. Это был не спектакль, а белые стихи в драме. Конечно же, его адресатами стали исключительно взрослые. Детям время неведомо. Оно для них не имеет конца. Только скучные взрослые понимают, что жизнь имеет исход. Оксана Дмитриева ставила «своего» Чехова об этом. В тонком символизме спектакля можно было разглядеть и ее грусть по поводу уходящих минут, и ее радость от того, что эти минуты были.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.