Саратов

Выпуск №4-124/2009, В России

Саратов

 

Дипломники театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.Собинова разыгрались. И не просто, а по классическим сюжетам. Недавно в Саратовском ТЮЗе прошли сразу две премьеры курса Юрия Ошерова.

Любовь легче играть смолоду. Когда еще энергия бурлит, страсти клокочут, и это состояние так похоже на состояние влюбленности. Если не в конкретный «объект», то в жизнь вообще. Так получилось с «Барышней-крестьянкой» А.С.Пушкина. Во-первых, она из самых «легких» повестей Александра Сергеевича. Без тайной грусти «Метели» и трагических глубин «Выстрела». И кому еще играть первую любовь, смятение чувств, путаницу, недоразумения и счастливое их разрешение, как не сверстникам Лизы Муромской и Алексея Берестова?

Сей бурлящий, как игристое вино, сюжет так и просится в оперетту. Тюзовский спектакль поставлен по музыкальной комедии Н.Адуева и И.Ковнера «Акулина» (режиссер Александр Соловьев, художник Ольга Колесникова). Когда-то такой дипломный спектакль уже шел у нас, и тоже в ТЮЗе. Постановщики стиль начала XIX века выдерживают точно: в черно-белых графичных декорациях, в афишах, программках, да и в самой манере держаться и общаться между собой героев. Никаких «новоделов»: историческая точность в сюртуках и юбках. Но молодые пары так самозабвенно играют в любовь (как написал кто-то о дипломниках театрального, они влюблены в саму любовь как таковую), что нам уже почти безразлично, что там за эпоха у них на дворе. Застарелые враги мирятся, все поют, пляшут и поголовно женятся в финале. Даже суровая англичанка Жаксон. И ее, и кузнеца, и настоящую, рябую Акулину очень смешно играют Е.Кутенева и Т.Филатова, А.Коренев, М.Лучкова.

Вторая пара влюбленных – слуги главных героев – кое-где даже переигрывает своих господ. Служанка у барышни, конечно, была хорошенькая, но не настолько. Лизу Муромскую она не затмевала. Может, и хорошо, что в другом варианте спектакля актрис, исполняющих роли Лизы и Насти, поменяли местами. Тоже своего рода сюжетный поворот. Спектакль идет легко, смотрится взахлеб, прямо как свежий ветерок с цветущего летнего луга.

Совсем в иной манере решена «Дама с собачкой» по рассказу А.П.Чехова в постановке режиссеров-педагогов все того же ошеровского курса (Елена Краснова и Виктория Самохина). По Пушкину – буйство ритмов, быстрая смена картин. По Чехову – на фоне выцветшего гобелена неспешный рассказ о событии, которое уже, видимо, в прошлом. О совсем маленьком событии – двое встретились на юге, разыграли курортный роман, расстались и только в холодную русскую осень поняли вдруг, что немного они поспешили с расставанием.

Не превратить эту историю в банальную помогает безукоризненный чеховский текст, прочитанный героями спектакля на два лица бережно и даже как бы нежно. За автора они тоже читают «на два лица». Это настоящий литературный театр, который сейчас, к счастью, снова возвращается на сцену, но театр, пропущенный через призму психологических переживаний. Поэтому так важен тут каждый жест, любой эмоциональный оттенок. Он (Артем Яксанов) победительно дотрагивается – пока только до белого шпица. Она (Ольга Самохина) испуганно… перекладывает шпица в другую руку. Он оживлен и боек в ожидании скорой виктории. Она внутренне паникует и оживления его не поддерживает. Смотреть зрителю такие тонкие вещи – одно удовольствие.

Когда хорошо донесен текст и акценты расставлены точно, начинаешь понимать и то, что прошло мимо тебя как читателя. Почему снова и снова возвращается неотразимый сердцеед Гуров к простенькой Анне Сергеевне, ищет ее в провинциальном городе, поджидает у этого ужасного забора? Она у писателя Чехова и у актрисы Самохиной так юна, чиста, не испорчена, так стыдится своей связи с женатым мужчиной. Гуров не встречал раньше подобных женщин.

Муж и жена героев, как лица эпизодические, появляются только на заднем плане, за занавесочкой. И сразу становится безмерно, невыносимо скучно. Все про них давно ясно. Однако постановщики, не совсем доверяя нашему умению слушать и слышать, прибегают к помощи кинопленки. Оператор Андрей Лапшин снял в манере немого кино городскую набережную, пляж, старые дома (массовка – актеры ТЮЗа и их дети). Стилизовано и смонтировано все так, что порой от «синематографа» не отличишь.

И женская фигура в прологе спектакля как бы из прошлого столетия. Напомнив нам о технических свершениях своей эпохи (аэропланы, эдисоны, телефоны), предупреждает о вреде для театра наших. Пожалуй, это самое остроумное предупреждение о мобильных звонках, какое можно услышать в театре.

К грядущему юбилею классика «Даму с собачкой» поставили сразу несколько российских театров. Из самых заметных – постановка в БДТ. Про питерскую зубастая критика писала, что собачка там переиграла всех героев. У Камы Гинкаса в ТЮЗе главным «действующим лицом» стала любовь. Та искра, что пробежала между курортным донжуаном и петербургской скромницей. Вот этой искры – при всем изяществе изложения материала – не хватило в студенческом саратовском спектакле. Было чуть ироничное, немного лиричное, слегка отстраненное (гобелен выцвел, краски потускнели), но все же литературное исполнение. И главным героем стал не стареющий Гуров, не нежно-воздушная Анна Сергеевна. Главным героем здесь стал сам Антон Павлович. Его текст, его интонации, как бы даже его голос слышатся со сцены. Возможно, именно этого и добивались молодые режиссеры.

Одна из последних премьер на сцене Саратовского академического театра драмы – дипломный спектакль на современные темы. «Иллюзион». Поставлен спектакль по пьесе молодого и уже достаточно раскрученного белорусского автора Андрея Курейчика режиссером Эльвирой Данилиной, педагогом актерского курса Григория Аредакова. Мы уже видели ее удачный режиссерский опыт – постановку Островского с предыдущим курсом мастера. Теперь для камерной сцены драмы выбрана современная пьеса о молодых ребятах, почти сверстниках начинающих артистов. В одном очень закрытом английском колледже, где слежка за воспитанниками практически тотальная, те решили устроить большое цирковое представление с жонглированием, акробатикой, с эффектным иллюзионом.

В пьесе в конце все ясно до невозможности. Постановщик изменила финал, сделав его более открытым.

«Когда читаешь и находишь драматургический материал для дипломного спектакля, вдруг понимаешь: он чем-то тебя берет. Эта пьеса про молодых людей. Как мне показалось, на сегодняшний день, при дефиците хорошей современной драматургии, «Иллюзион» – это именно тот материал, над которым можно размышлять. Тем, с какой любовью относится автор к своим героям, он симпатичен. Как мне кажется, в финале пьесы существует загадка. Вроде уже отменили цирковое представление во втором акте. И вдруг, ни с того ни с сего, в третьем оно начинается. Нет того мостка, который объяснил бы нам, по каким причинам герои отказались от своего прежнего решения. Такой сюжетный поворот дает простор для наших версий. Мы очень подробно об этом говорили с ребятами и решили, что цирковое представление может иметь место… но только в чьем-то воображении. «В противном случае Сандерс выглядит очень мелкой фигурой», - рассуждает об авторском высказывании Эльвира Игоревна.

Спектакль с цирковыми номерами, идущими весь третий акт, однако, очень далек от «циркизации» (которая охватила сейчас некоторые театры) и использует яркую внешнюю форму для дальнейших серьезных, возможно, даже философских размышлений. Молодой человек – и мера его свободы, мера ответственности, мера «игры в жизнь», если допустить, что играем в той или иной мере мы все. Пока исполнителям не хватает раскованности, но это придет, а «меру игры» они уже сейчас чувствуют.

Дипломники-кукольники художественного руководителя Саратовского «Теремка» Геннадия Шугурова взялись за зарубежную классику - сказку Гоцци «Король-олень».

Написанная в жанре фьябы (от итал. Fiaba - сказка), пьеса впервые была поставлена в нашей стране Сергеем Образцовым. И хоть бывало потом немало постановок «Короля-оленя» «взрослыми» театрами, не надо забывать, что кукольники были первые. И новации в постановке этой сказки у группы «Корабль дураков» Н.Рощина, и пение детского «Карамболя» в «Короле-олене» в режиссуре Ю.Александрова, и даже версия Г.Дитятковского в самом Театре им. Е.Вахтангова (ее уже успели окрестить «Антитурандот») имеют к фьябе весьма отдаленное отношение. Созданный самим драматургом жанр итальянского театра, полемически направленный против бытовой комедии Гольдони и Кьяри (сказочный сюжет сочетается с импровизацией и буффонадой комедии дель арте), как нельзя лучше накладывается на условность именно театра кукол. Саратовская постановка получилась довольно любопытной.

Режиссер Шугуров больше известен в кукольном мире своими работами для взрослых – по Шекспиру, Мольеру, Коллоди, Уильямсу. Очень сплоченная, как бы монолитная актерская группа в массовых пластических и танцевальных сценах, усиленная мимика, явная клоунада – это уже авторский шугуровский почерк. Живой план актеров всегда здесь доминирует над кукольным.

В дипломном спектакле играют студенты и артисты театра «Теремок». Площадной рассказчик Чиголотти со своей мужицкой основательностью и непроходимой дремучестью (артист Алексей Грызунов) внезапно выходит на первый план, затмевая собой пока и ловкого пройдоху Тарталью (в трактовке студента Антона Черепанова).

Здесь «победили» и …кукол - общими усилиями актеров. Театр теней в сценах превращений Дерамо и Тартальи выглядит бледнее – и в прямом, и в переносном смысле слова. Но все и вся побеждает безусловная, нарочитая театральность Гоцци. Философские же глубины, видимо, проявятся позже, в новом «Короле-олене», которого Геннадий Игоревич уже готовит со своей труппой.

Как не вспомнить тут неувядающий фильм Павла Арсенова с Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Сергеем Юрским, Юрием Яковлевым, Валентиной Малявиной, Еленой Соловей! Там было все, и в «одном флаконе»: сказка и импровизация, театральность и философия, и любовь, без которой немыслим тайный романтик Гоцци.

У Шугурова финал еще более трагичный, чем у Арсенова. Тот отказался от благополучного возвращения короля из образа оленя, положившись на интуицию прекрасной Анджелы. И не ошибся. Дерамо в «Теремке» (студент Роман Сопко) пока даже не знает, «вычислит» ли его любимая жена. Зритель оставлен в ожидании и раздумьях.

Все наши дипломники сделали хорошую заявку. Мы – в ожидании.

Фото Алексея Леонтьева, Василия Зимина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.