Южно-Сахалинск

Выпуск №4-124/2009, В России

Южно-Сахалинск

 

Для художественного руководителя театра «Эжен Ионеско» (Кишинев) Петру Вуткарэу уже давно не вопрос провести девять часов в самолете, чтобы, появившись в Южно-Сахалинске, воплотить в жизнь очередную идею. На Сахалине П.Вуткарэу узнаваем зрителем как автор «Страстей по Андрею», вошедших в прошлом сезоне в репертуар Чехов-центра, и «Ревизора», показанного Мытищинским театром «Огниво» в рамках Международного фестиваля кукольных театров «Ковчег» в сентябре 2009 года. Так что он не просто приезжает – он уже сюда возвращается. П.Вуткарэу для Сахалина открыла руководитель островного Сахалинского театра кукол Антонина Добролюбова. И на сцене этого театра он поставил первую в этом сезоне премьеру – «Одержимая любовью».

Адресованный лицам «после 16», спектакль будоражил умы зрительской общественности уже на стадии анонсов. Притом, что стереотипы в отношении театра кукол медленно, но неуклонно ломаются. Ведь в последние годы театр, позиционирующий себя как «дело семейное», активно нарабатывает вечерний репертуар. С тем, чтобы, взрослея, доверчивые друзья репок, гусят и принцесс, не забывали сюда дорогу. «Одержимая любовью» – третий спектакль в копилке «взрослого» театра, наряду с «Обыкновенным концертом» и «Линиями судьбы», исправно собирающими награды на российских и международных фестивалях.

Оттолкнувшись от романа Брайана Маккавера «Женщины Пикассо», П.Вуткарэу сфокусировал внимание на одной истории любви – русской жены великого испанца, балерины Ольги Хохловой. Для самого режиссера постановка, помимо удовольствия работать с тонко чувствующей и фонтанирующей идеями труппой островного театра (не смотри, что малочисленная), принесла новый опыт – не просто сочинить спектакль, который бы соединил драматический сюжет с немалыми способностями артистов-кукольников, но найти решение посредством приемов черного кабинета. В этом театре интерес вызывает и что сделано, и в не меньшей степени – как. А иногда совершенство формы определяет вкус «букета». Над ним в «Одержимой» азартно колдовали художники-конструкторы Олег Бывалин и Димитрий Добролюбов, бутафоры Елена Огаркова и Ирина Белокосова. Для работы над спектаклем привлекли хореографа Дмитрия Предко, а в роли создателя картин Пикассо, на фоне которых развертывается бурное действие, выступил художник Вильдан Макуев, обогативший постановку своими идеями. В эту симфонию света, цвета, музыки, пластики режиссер не побоялся ввести наряду с опытными мастерами сцены совсем юных выпускников Сахалинского театрального колледжа. Что вряд ли удивительно – в таком театре актеры воспитываются не только посредством сыгранных ролей, но и самой атмосферой театрального дома.

Но, конечно, главным условием победы стала исполнительница главной роли, без которой едва ли стоило вообще браться за покорение «Одержимой любовью» – спектакля-портрета, спектакля-судьбы. «Я уверен, что она достигнет еще больших высот, чем показала премьера. Ее таланта хватит на большее», – сказал П.Вуткарэу. Антонина Добролюбова – неугомонный лидер театра, выведший свой коллектив на новые рубежи, автор стильных и остроумных постановок, заставляющих возвращаться к ним мыслью и душой. Но то, что она большая драматическая актриса, было сюрпризом и потрясением премьеры. Между тем, роль Ольги Хохловой-Пикассо для нее стала дебютной – роль (говоря банально, но верно), о которой каждый артист мечтает, да не всякому судьбой дается.

Из бездны забвения, из мрака черного кабинета возникает пленительная красавица – знаменитый «Портрет Ольги в кресле». Впрочем, видение немедленно разрушается, и на узкой полоске прибрежного песка остается убогая, растрепанная, полубезумная старуха. Она здесь – один из элементов странного сценического натюрморта наряду с чемоданом, бутылкой и башмаком. К бутылке она часто прикладывается, из чемодана вынимает фото мирной, дореволюционной российской жизни и погружается в идиллические воспоминания. С башмаком у нее сложные отношения – то она нежно баюкает его, талисман ее романа с Пикассо, и лицо ее становится прекрасным. А то закапывает в песок в порыве ярости, и от ее испепеляющей нежности по коже бегут мурашки. С этим, уже практически легендарным башмаком, выйдя на поклон, П.Вуткарэу поделился цветами – заслужил… У героини Антонины Добролюбовой есть только одиночество и неотпускающие воспоминания, в которых оживает история ее мучительных взаимоотношений с Пикассо. А мир вокруг нее густонаселен и полнокровен: невидимые люди в черном – актеры театра – материализуют его самым волшебным образом. Вот в тисках картинной рамы по холсту бежит кисть и появляются шедевры Пикассо, вот нежно воркуют голубки, вздыхает прибой, летают-танцуют балетные туфельки – из беззаботной юности Ольги, вот пренебрежительно хмурится шляпа (хотя и лица-то у нее нет), и плывут осенним листопадом обрывки газет, пережевывающих ее жизнь с Пикассо… В этом дивной красоты пространстве, переливающемся всеми цветами радуги, старуха явно забыта временем. Что держит ее на земле, когда душа мертва и время только множит потери? Монолог Добролюбовой-Хохловой льется раскаленной лавой, прожигая песок: жизнь брошена под ноги гению и цинику, тридцать лет войны, любви и исступленного ожидания уничтожили ее красоту и женственность, но – «Пабло не пришел…». На фоне нынешнего торжествующего прагматизма романтика, пусть и со смертельным исходом, заявленная театром, не может не вызвать симпатии. И когда опустился занавес, казалось, еще долго опустевший зал хранил жар речей и пережитых страстей.

Вместе с актерской командой П.Вуткарэу сочинил не спектакль, а настоящий «коктейль Молотова», где любовь переплавляется в ненависть равнозначной силы, а ненависть не остывает с годами. Но кажется, что без таких бесчеловечных жертв в угоду великому художнику – вот неизбежность! – невозможен триумф искусства. Можно в жизни не слыхать о Хохловой и краем уха, но новинка театра явно обречена на стойкое внимание, потому что в спектакле, как в зеркале, отразилась модель отношений мужчины и женщины. Один из зрителей подошел после премьеры к Антонине Добролюбовой с признанием-покаянием: я увидел в этом спектакле свое отношение к жене, и это ужасно…

Нет спектаклей плохих или хороших, убеждена А.Добролюбова: либо они становятся событиями, либо не о чем говорить. В Сахалинском театре кукол взяли очередную высоту и снижать планку не намерены.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.