Город постоянного театрального движения/IV фестиваль "Театральные встречи на древнем Волоке"

Выпуск №4-124/2009, Фестивали

Город постоянного театрального движения/IV фестиваль "Театральные встречи на древнем Волоке"

 

IV фестиваль «Театральные встречи на древнем Волоке» вновь стал частью грандиозного Культурно-туристского форума «Времен связующая нить», по традиции проходящего осенью в Вышнем Волочке. Сам форум, с его яркими акциями – торжественными богослужениями, фотовыставками, пресс-конференциями, фестивалем краеведческой литературы и межрайонными краеведческими чтениями, всевозможными литературными встречами, открытием венециановской арт-галереи под открытым небом, круглым столом по проблемам Вышневолоцкой водной системы, а также конкурсами детского творчества и спортивными мероприятиями, – знаковое событие, делающее маленький город Вышний Волочек Тверской области крупным культурным центром России. И, конечно же, театральный фестиваль, шедший нон-стопом всю неделю, стал центром этого праздника.

В Вышневолоцком областном драматическом театре в настоящее время два постоянно действующих фестиваля: Фестиваль театров малых городов «Надежды России» и «Театральные встречи на древнем Волоке». Ежегодно чередуясь, они сделали Вышний Волочек «городом постоянного фестивального движения». «Надежды России» прошли уже шесть раз, а «Театральные встречи на древнем Волоке» состоялись в четвертый раз. Создатель же их, директор Вышневолоцкого театра Геннадий Закаржевский, давно считается «отцом фестиваля малых городов» и крупной фигурой в фестивальном мире.

Идея «Театральных встреч на древнем Волоке» интересна и красива: этим фестивалем, собирающим на вышневолоцкой сцене самый широкий круг друзей, театр по традиции открывает свой сезон. Таким образом превращая открытие театрального сезона в масштабный праздник для всего города. И осуществляя собственную, внутреннюю миссию по привлечению зрителя к театральному искусству, а также укреплению его авторитета среди вышневолочан.

И, конечно же, сам Вышневолоцкий театр драмы выступил широким фронтом в фестивальной программе, показав целую обойму своих спектаклей, абсолютно разных, представляющих этот коллектив во всевозможных ипостасях. Главный режиссер театра Владимир Коломак показал свой спектакль «Балда» по пушкинской «Сказке о Попе и работнике его Балде», поставленный в жанре «народной потехи». В контексте современных пушкинских трактовок эта – одна из очень любопытных, осуществленная в стиле русских ярмарочных гуляний и с равным эффектом способная жить как на сцене, так и на городской площади. Эта лубочная зарисовка, где все крутятся, вертятся, играют и смеются, способна увлечь и взрослых и детей, а милейший чернокудрый «дядька Пушкин», кукольная фигура которого выезжала на деревянном шесте, объединял век постмодернизма со старорусскими площадными увеселениями.

В водевиле В.Соллогуба «Беда от нежного сердца», поставленном Анатолием Абрамовым, Вышневолоцкий театр вновь блеснул всей своей труппой, имена актеров которой мы давно и хорошо знаем, а также явил публике новые молодые таланты. Федор Комаров, исполнивший здесь главную роль, делает свои первые шаги на сцене так ярко, что успел уже стать местной знаменитостью, имеющей в городе целый клан фанатов.

Два детских спектакля показал сам директор театра Геннадий Закаржевский, руке которого принадлежат, кажется, все здешние сказки и который давно уже носит звание «доброго сказочника Вышнего Волочка». «Красная Шапочка» и «Пойди туда, не знаю куда…», показанные на фестивале, – лишь малая часть сказочного эпоса, созданного Закаржевским на этой сцене. Красивый, мягкий и бесконечно обаятельный человек, он любит «нежной любовью» театр, где он не только директорствует, но и ставит детские музыкальные спектакли. Эта влюбленность возникла в тот самый момент, когда шестилетним мальчиком он впервые увидел на вышневолоцкой сцене сказку «Аленький цветочек».

Он местный уроженец, коренной вышневолочанин. Его собственная театральная биография началась в семилетнем возрасте, когда он создал свой первый дворовый театр, объединивший всю соседскую детвору, а декорации которого состояли из табуреток и домашних штор. С первого класса начал серьезно заниматься в театральном коллективе местного клуба имени Карла Маркса. В четвертом классе уже серьезно увлекся кукольным театром, сам делал кукол и формировал собственную труппу из малышей-второклашек. И вовсю практиковался в режиссуре на школьной сцене, ставя кукольные спектакли вперемежку с новогодними представлениями. В 1975 году закончил режиссерское отделение Московского государственного института культуры, в дипломном спектакле «Храбрый портняжка» воплотив свою любовь к сказке, которой остался верен на всю жизнь.

В детскую фестивальную программу вошел и спектакль театра «Маленький принц» под названием «Ребята нашего двора» в постановке Людмилы Чемерицкой – повесть о блокадном Ленинграде, сыгранная юными актерами и посвященная 65-летию Великой Победы. Азарт этих студийцев, участвовавших, кстати, в ежедневном ходе фестиваля (неутомимо затевавших театрализованные игры в фойе, опросы зрителей и сборы отзывов на спектакли), демонстрировал нам все тот же серьезный интерес города к сценическому искусству.

Тверскую область на фестивале представлял и Кимрский театр драмы и комедии, привезший, кроме сказки «Братец Кролик и Братец Лис», спектакль для взрослых «Примадонны» по пьесе К.Людвига в постановке Олега Лаврова. Лавров с легкостью доказал нам, что по-настоящему стильные вещи создаются не только в столицах. Его спектакль единодушно покорил всех изысканностью режиссуры европейского уровня. Этот изящный фарс, поставленный для светского отдыха, был, между тем, продуктом трудоемким, в который был вложен изрядный труд. Вся команда исполнителей напоминала хорошо натренированных циркачей, способных на любые трюки и дивертисменты, идущие безудержным потоком. Сам же спектакль был веселым и захватывающим приключением с таким количеством сценических приемов и находок, что к финалу у вас начинала кружиться голова. А сам постановщик завоевал в наших сердцах авторитет неистощимого кудесника и мистификатора.

Жаль, что Тверской театр драмы на фестиваль не приехал. Мы увидели лишь воспитанников Тверского училища имени Н.А.Львова, сыгравших сказку Г.Полонского «Рыжий, честный и влюбленный» и давших нам представление о подрастающей театральной смене Твери. Зато из соседней, Ярославской области, приехал Рыбинский драматический театр в лице своего молодежного состава, показавшего «За закрытой дверью» Ж.-П.Сартра в режиссуре Антона Неробова, вновь явив нам незатухающий интерес к западной экзистенциальной драме, увлекающей своими загадками не одно поколение молодых лицедеев.

Москва – постоянный участник Вышневолоцких театральных встреч – в этот раз явилась в составе трех театров: Московского театра Иллюзии, Театра одного актера Юрия Тузова и Театра на Перовской. Юрий Тузов сыграл спектакль «Шукшинские чудики», посвященный 80-летию Шукшина, а Театр на Перовской показал своего знаменитого «Тараса Бульбу» в исполнении Виктора Никитина. Это редкий случай исполнения повести Гоголя одним актером, «поднявшим» весь объем уникального текста и не побоявшимся «сразиться» с ним один на один, не прибегая к сокращениям и купюрам. Он прочел его так смело, серьезно и страстно, достигая такой трагической силы, что повесть о легендарном украинском атамане воспламенила патриотическими чувствами весь зрительный зал, долго не отпускавший Никитина со сцены. Он, конечно, стал героем фестиваля, и именно о нем говорили все последние фестивальные дни.

Прибыл на театральные встречи и Санкт-Петербургский театр на Васильевском с «Причудами любви» А.Николаи – максимально раздвинув географию фестиваля и явив круг его друзей самым внушительным образом.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.