Потерпевшие претензий не имеют/"Одноклассники" (театр Российской Армии)

Выпуск №4-124/2009, Премьеры Москвы

Потерпевшие претензий не имеют/"Одноклассники" (театр Российской Армии)

 

Чуть ли не первым в столице Театр Российской Армии поставил реально современную пьесу, при всех своих несовершенствах отразившую спектр противоречивых проблем нынешней жизни, что само по себе вызывает уважение.

Принято считать, что театральные писатели делятся на драматургов «от литературы» и «от театра». Но пока те и другие молчат, растерянно взирая на происходящее вокруг, подмостки освоило бодрое племя драматургов от журналистики. Они куда более мобильны, восприимчивы к новым типажам и конфликтам. А еще у них завидное чутье на репризу, умение в эффектной формуле выразить как сложности и парадоксы жизни, так и иронию по отношению к ним.

Это свойственно и пришедшему в драматургию из журналистики Юрию Полякову, чьи сценические опыты зачастую остроумны, жанрово сложны и многообразны. Его сценарии и пьесы всегда оказываются где-то между трагедией и мелодрамой. Так драматург откликается на интересы телезрителей, принимая как объективную данность, что в театральном зале все чаще преобладают люди, «оторвавшиеся от телеэкрана», где давно возобладала эстетика сериалов с их специфической сюжетикой и социально-культурными нормами. При этом Поляков всегда остается актуальным, активно осваивая сюжеты дня нынешнего.

Но журналистская зоркость на новизну не мешает ему чувствовать ту грань, за которой события нынешнего дня мифологизируются. К этому трудно относиться без иронии, а потому драматург всегда смешивает в своих пьесах миф и анекдот, мелодраму и репризу, при этом неизменно внимательно прописывая психологические портреты феноменальных типажей, рожденных новыми обстоятельствами.

Мелодрама «Одноклассники», поставленная режиссером Борисом Морозовым на Малой сцене Театра Российской Армии, - новый интересный опыт в этом направлении.

Название покажется заманчивым прежде всего новой генерации «сетевых» людей, у кого понятие «одноклассники» ассоциируется с названием популярного сайта. Но этот манок не срабатывает: герои пьесы – люди сорокалетние, их сетевой опыт значения не имеет. И собрались они на юбилей одноклассника, вернувшегося два десятка лет назад полным инвалидом из Афганистана.

Обязательная аналогия с В.С.Розовым ближе, но тоже не существенна. Персонажи встречаются не в ностальгическом пространстве школы, а в доме юбиляра-инвалида. Да и сами школьные воспоминания по сути здесь ритуальны.

Виновник торжества живым укором безмолвно присутствует при далеко не всегда искреннем общении зрелых людей, чьи жизненные дороги, по всему судя, почти не пересекались.

Драматург выстраивает яркую галерею типажей, застигнутых врасплох «суровостью времен». Каждому из них дана своя исповедь: священнику и олигарху, поэту-бомжу и королеве красоты, тоскующему эмигранту и школьной учительнице…

Обязательный в подобных сюжетах «опасный поворот» тоже сознательно проиронизирован. Память про школьные влюбленности, давние грехи и даже тайна отцовства для участников любовного треугольника – все не без лукавства так перемешано, что сами герои чувствуют театральность происходящего и не без язвительности острят по этому поводу.

Режиссер умело удерживает действие на грани трагикомедии и мелодрамы, сохраняя правду внутренних чувств, что в подобных сюжетах труднее всего. Но постановщика спасает вера в предлагаемые обстоятельства - еще один обязательный закон творчества.

В унисон с режиссером творят художник и композитор. Признанный мэтр сценографии Иосиф Сумбаташвили насыщает жилое пространство драматической энергией. А композитор Рубен Затикян сочиняет для спектакля несколько проникновенных лирических тем, близких по стилю авторской песне.

Сорокалетие, кстати, как повод для юбилея, дата весьма уязвимая. По принятому суеверию мужчины не должны свое сорокалетие праздновать: для них это что-то вроде «пятницы 13-го», день этот еще называют «сумерками судьбы».

«Афганца» Ивана «сумерки судьбы» настигли в уже удаляющемся прошлом. Двадцать лет он существует как физическое тело – без движений, без эмоций, вне времени и самой жизни. Артист Вадим Пожарский до финала сохраняет это острейшее состояние «глубокого нейтралитета» человека, который остается невольным средоточием неизбывной трагедии.

Мама его, Евгения Петровна, несет чисто русское смирение, способность существовать в крайне тяжелых обстоятельствах, не теряя достоинства и душевного покоя. Для героини Елены Анисимовой главное – созидательное начало души, закаленной тягчайшими испытаниями.

Люди вокруг, движимые «здоровым эгоизмом», озабочены своими неприятностями. Режиссерская и актерская зоркость многое делают узнаваемым и увлекательным.

Забавны наивные потуги забомжевавшего поэта Федора (Игорь Марченко), подобно Актеру из пьесы «На дне», возродить в себе творца. Эти порывы постоянно окрашены у него в лирико-эксцентричные тона.

Вызывают умиление ностальгические придыхания явившегося из далекой Австралии якобы успешного эмигранта Бориса (Константин Денискин). Весьма эффектна в своей постоянной самоподаче бывшая королева красоты Анна, в исполнении Ксении Хаировой дама цепкая, бывалая, знающая свою силу, всегда готовая яркой репризой парировать любые нападки.

Благородный и деликатный священнослужитель Михаил Николая Лазарева несет свою интонацию неназойливого внимания, умеет нейтрализовать чужую агрессию, но его склонность к компромиссам тоже очевидна.

Ярчайшей фигурой становится здесь типичный олигарх Виктор, в характере которого артист Николай Козак открывает многообразные противоречия: цинизм и темперамент, мужскую притягательность и готовность к драке, неумелую нежность и неожиданную беззащитность.

В центре лирико-драматической коллизии (тайна отцовства!), относящей зрительскую память к самым умопомрачительным телесериалам, оказывается школьная учительница Светлана, озабоченная судьбой отбившейся от рук дочери. Наталья Лоскутова смело играет существо, явно траченное цинизмом, но не теряющее обаяния, психологической устойчивости, а значит и здравомыслия. Чтобы узнать, кого Светлана в конце концов объявит отцом своей дочери, стоит досидеть до финала.

Однако интерес к происходящему оправдан не только крутой мелодрамой, но и очевидным удовольствием, какое получают артисты от подробно проработанных режиссером ролей. Порой они играют с явным перебором эмоций, но тут действительно есть что играть: каждому персонажу дана увлекательная предыстория и занятная перспектива.

Зрители, в свою очередь, ценят мелодраматические эффекты, это льстит их самолюбию. И даже если признать, что сюжетные приемы пьесы не слишком изящны, все же очевидно, что «потерпевшие» претензий не имеют.

Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.