Сотворил собственный мир/Казбек Дзудтагов

Выпуск №4-124/2009, Вспоминая

Сотворил собственный мир/Казбек Дзудтагов

 

Всю жизнь режиссер Казбек Дзудтагов мечтал о театре, где сумел бы реализовать свои творческие идеи и фантазии. Удача улыбнулась ему в 1988 году, когда его назначили художественным руководителем вновь открывшегося театра при Доме молодежи обкома ВЛКСМ. В 1993 году театр «Коврик» взяла под свое крыло администрация г.Нальчика. Многие постановки «Коврика» не просто обогатили театральное искусство Кабардино-Балкарии, а стали одними из его вершин.

Самостоятельной творческой работе К.Дзудтагова предшествовала учеба на режиссерском факультете ГИТИСа у выдающегося мастера сцены Анатолия Эфроса. Педагог помог своему ученику определить специфику его таланта, образного мышления. Стремясь не отстать от современных театральных идей, Казбек Дзудтагов и после завершения учебы в вузе не прекращал учиться самостоятельно и, как только представилась возможность, окончил Высшие режиссерские курсы ГИТИСа.

Творческая жизнь Казбека Касполотовича в первую очередь была связана с Кабардино-Балкарией. Он ставил на сценах Русского госдрамтеатра им. М.Горького, театра им. А.Шогенцукова, Балкарского госдрамтеатра им. К.Кулиева. Немало постановок осуществил и на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им. В.Тхапсаева. Премьеру своего последнего спектакля «Будьте здоровы» А.Шено на подмостках этого театра ему не позволила увидеть подкравшаяся смерть. Он с удовольствием работал с разными театрами, но особо любимым оставался театр «Коврик» - его детище.

Этот театр, несмотря на свою короткую историю, оставил в культуре республики значительный след. Даже имея весьма скромное начало: крошечное невентилируемое подвальное помещение, сцену миниатюрных размеров с нищенским сценическим и техническим оснащением, - он ставил перед собой серьезные цели, и, надо сказать, за небольшой для театра срок сумел многого достичь, хотя материальная, а точнее, недвижимая часть этого храма Мельпомены осталась неизменной, а финансирование же постоянно сужалось. Но, слава Богу, экономические трудности не стали непреодолимым препятствием на пути реализации творческих задумок коллектива «Коврика». Еще при основании театра его бессменный художественный руководитель Казбек Дзудтагов интенсивным рывком вывел его в ряды тех, что идут на дерзкие эксперименты. За время своего существования «Коврик» успел создать собственные сценические версии пьес, написанных в самых разных стилях – от классических европейских до постмодернистских. В любой постановке слышны отзвуки новых идей, последних открытий в области театрального искусства.

Театр был хорошо известен в России, пользовался популярностью и у местной публики. На многие его спектакли писали рецензии известные московские театральные критики, всегда отмечавшие оригинальность эстетических и этических идей, положенных в основу ковриковских спектаклей. К примеру, немецкая делегация, побывавшая на спектакле «Иванов», без конца удивлялась тому, что ей понадобилось объехать всю Европу, чтобы, наконец, в провинции, в каком-то подвале, увидеть Чехова, не просто Чехова. Поразил их и тот факт, что живой, динамично развивающийся творческий коллектив ютится в сыром, неуютном, совершенно неприспособленном для театра помещении.

Главный режиссер «Коврика» Казбек Дзудтагов долго вынашивал идею поставить чеховского «Иванова», несмотря на то, что это одна из тех пьес, которые никогда никому до конца понятны не были. И хотя по ней было осуществлено много постановок, раскрыть глубинный смысл пьесы так никому и не удалось. Казбек Дзудтагов все же рискнул за нее взяться, и надо сказать, его попытка не оказалась бесплодной.

Успехов у творческого коллектива было немало. И связано это со своеобразной эстетической программой «Коврика». Она нашла отражение в проекте Казбека Дзудтагова «Театр на пороге 21-го века», с которой он участвовал в конкурсе, объявленном Соросовским институтом. Среди 630 руководителей российских театров, представивших свои проекты, он стал одним их немногих, удостоившихся гранта.

Небольшой артистический состав «Коврика» был одним из самых работоспособных в республике. Он ставил в год три- четыре спектакля. Театр получал лестные предложения принять участие в престижных театральных фестивалях, его постоянно приглашали на гастроли, но чаще всего он вынужден был отказываться из-за финансовых трудностей. А между тем, подобные выезды для «Коврика» проходили всегда с неизменным успехом. На Ставропольском фестивале русской классики спектакль «Иванов» получил весьма благосклонные отзывы гостей и устроителей этого крупного форума театрального искусства.

То, что все гастрольные спектакли «Коврика» шли с аншлагом, вполне объяснимо. Профессионалы были наслышаны о театре: «Коврик» неоднократно становился объектом внимания московских критиков. На страницах столичных газет и престижных театральных журналов появлялись статьи о творческом коллективе. Естественно, как одно из новых, любопытных явлений театрального искусства страны он породил и легенды.

На спектакли «Коврика» приходили в первую очередь профессионалы, и прежде всего из числа молодых актеров. Каждому хотелось удостовериться в справедливости оценок, данных театру в солидных статьях. На его постановках бывала вся элитная публика, не оставался в стороне и так называемый рядовой зритель.

Выступления нальчан на гастролях, со спектаклями «Иванов» А.Чехова, «Мсье Амилькар» И.Жаммиака, «Цианистый калий» Х.Мильяна, «Лекарь поневоле» Мольера (все в постановке К.Дзудтагова), «Оркестр» Ж.Ануя и «От рахат-лукума до рок-н-ролла» (режиссура В.Теуважукова) и «Наш декамерон» Э.Радзинского, осуществленный В.Тумановым, получили широкий общественный резонанс, привлекли внимание прессы, радио, телевидения, но, главное, вызвали восторги коллег и обычных зрителей.

Каждая из показанных вещей была необычайно серьезной по своему замыслу и способу реализации, не походила на другую ни по стилю, ни по жанру, ни по особенностям раскрытия образов. Столь же оригинальными и выразительными были режиссерское решение и художественное (часто аскетичное) оформление спектаклей. Кабардино- балкарские актеры достойно представляли себя и республику, покорив публику и мастеров сцены разнообразием репертуара и высоким профессионализмом.

В широком признании «Коврика» немаловажную роль играла его репертуарная политика. Умело учитывались интересы и возможности труппы, вкусы элитной публики, собственные пристрастия в драматургии и, конечно же, желание не отстать от сегодняшних направлений театрального искусства. Все это находило отражение в афише театра. Именно это и привлекало зрителя в «Коврик». За годы функционирования театра на его подмостках с огромным успехом прошли спектакли «Охота на носорога» Н.Гумилева, «Убийство Гонзаго» Н.Йорданова, «Трамвай «Желание» Т.Уильямса, «Звезды на утреннем небе» А.Галина и другие. И в этом большая заслуга не только режиссера и художественного руководителя Казбека Дзудтагова, но и воспитанных им мастеров актерского искусства.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.