Правда чувств/Мария Попова

Выпуск №5-125/2010, Лица

Правда чувств/Мария Попова

 

Мария ПОПОВА стала артисткой в 8 лет. Правда, ненадолго. Всего на две роли. Но успела ощутить вкус успеха… Хрупкая девочка отважно выбегала на огромную сцену Театра им. Моссовета, пела в микрофон, танцевала, и фестивальный аншлаговый зал аплодировал ей и… ее любимому голубому пуделю Чиму, тоже игравшему в этом спектакле. Грациозной малышке пророчили актерское будущее. Но Маша любила рисовать, училась в «художке», и папа – режиссер – мечтал когда-нибудь ставить спектакли с дочкой-сценографом. Она росла в театральной семье в третьем поколении. Как истинный театральный ребенок, знала спектакли наизусть, привыкла к полумраку кулис. Ей нравилось наряжаться в мамины театральные костюмы и развлекать себя длинными вечерами (родители возвращались из театра к полуночи) песенками любимых героев с пластинок, которых в доме было великое множество. Чарующие голоса Марии Бабановой – Маленького принца, Веры Марецкой – Кошки, которая гуляла сама по себе, и других замечательных русских актеров наполняли пустую квартиру теплом и радостью, будили воображение. Жизнь проходила среди бесконечных разговоров о театре. Очень рано Маша знала не только о розах, но и о шипах актерской профессии, требующей полной самоотдачи.

Призвание определилось неожиданно. Маруся случайно попала на вступительные экзамены актерского факультета. Энергетика рвущихся на сцену абитуриентов захватила. И внезапно она поняла, что всегда хотела быть только артисткой. Но театр, казалось, мстил за отступничество. Четыре года неудачных попыток поступить. И, наконец, улыбка судьбы. Она – студентка Ярославского театрального института! Учеба была трудной и радостной. Она спешила жить и чувствовать. Самостоятельная жизнь несла радостные и горестные события. Первая страсть, тайная и безответная (в своем волнении смешная// в своем смущении – банальна,// в тебя по-детски влюблена я// и в этом неоригинальна). Внезапное самоубийство друга (сколько ни зови его - //он не обернется,// хоть весь мир сияющий// брось к его ногам// хоть весь век прожди его// больше не вернется// уплывает милый мой// к светлым берегам/). И, конечно, главное: репетиции, спектакли, новые книги. Мучила неудовлетворенность собой. Она училась Преодолению. И хлынули стихи. Они преображали жизнь. В них будущая артистка была то цыганкой (я сегодня распустила косоньки до пят// на руках моих браслеты золотом горят// юбка по ногам струится// ярко и пестро//), то лесным эхом, то русалкой (мои волосы пахнут морем// солоны на вкус// приплыла я к тебе// (поспорим?) из страны медуз/). Читая стихи Марии Поповой (у нее вышло два поэтических сборника), видишь, как вызревала ее душа, определялся характер, суть которого – в готовности разделить со всем сущим, будь то человек, собака, дерево, и радость и боль. «Политики земли делили на части,// и кто-то мечтал о богатстве и власти// и только в подвале, под старой доской,// царили гармония и покой// и серая Мурка была, несомненно, // для новорожденного центром Вселенной//».

Деятельная доброта… Кто сегодня способен целую зиму выхаживать дома птицу с подбитым крылом или подобрать морозной ночью раненную собаку, вылечить, а потом искать ей хозяина? Рядом с Марией всегда живут братья меньшие, для которых она - и лекарь и друг. Хороший человек – не профессия? Но плохой человек не может быть хорошим артистом! Ведь самое сильное обаяние – обаяние доброго сердца. И зрители чувствуют его мгновенно и безошибочно. Появление Марии Поповой на сцене Тульского академического театра драмы, куда она поступила после окончания института, сразу заметили. После удачного дебюта в роли секретарши в спектакле «Свидетель обвинения» по Агате Кристи ей дают роль Лидочки в «Свадьбе Кречинского» А.Сухово-Кобылина. Лидочка в ее исполнении покорила зрителей не только красотой и душевной хрупкостью, но и неожиданным мужеством, с которым она старалась спасти любимого человека. Ярко и заразительно играла Мария знаменитую сцену с фальшивым солитером. Эта роль определила ее амплуа драматической героини.

Темперамент, актерская возбудимость и экспрессивность, способность раскрывать характер в развитии проявились в следующей большой роли – Верочке в спектакле «Месяц в деревне» И.Тургенева. Эта героиня М.Поповой обезоруживала своей душевной чистотой, искренностью и неспособностью к двуличию. Внезапное осознание предательства преображало ее на наших глазах. Из восторженной, открытой миру девочки возникла женщина с остывшим сердцем.

А потом пришла роль, ставшая этапной в ее творческой биографии. Образ Маши из «Семейного счастия» Л.Н.Толстого потребовал от молодой артистки всего ее жизненного опыта и профессионального умения. Идея сценического воплощения этой повести захватила. Это было задолго до спектакля П.Н.Фоменко. Инсценировка рождалась в процессе увлекательных репетиций. Всем участникам хотелось передать атмосферу и глубину мыслей великого писателя. Сколько было тревог и слез! Марии надо было освоить огромное количество текста, ведь на протяжении двух часов она почти не уходила со сценической площадки. К тому же, спектакль шел на малой сцене, что исключало малейшую фальшь и требовало огромного напряжения всех душевных и физических сил. И она победила. Образ, созданный М.Поповой, пленял душевными взлетами и падениями, поисками ответов на сложнейшие вопросы отношений мужчины и женщины. Ее героиня, казалось, несла в себе аромат давно минувшего времени и в то же время была очень понятной и сегодняшней. Артистка притягивала к себе не только обаянием, но и внутренней силой, только ей присущей энергетикой… До сих пор в памяти сцена из спектакля «Два гусара» по повести Л.Н.Толстого. В истории о противостоянии идеалов благородных гусар и прагматизма нового времени Мария играла небольшую, но яркую роль… И было распахнутое в летнюю ночь окно. На подоконнике – девушка с волной каштановых волос, охваченная первым сильным чувством. Она молилась. Читала «Отче наш». И в каждом ее слове билась такая жажда жизни, такая готовность к счастью, радости, любви, что лица людей, сидящих в зале, светлели.

Освоения новой природы актерской игры потребовала роль Груше из пьесы Б.Брехта «Кавказский меловой круг» Спектакль назывался «Знатный ребенок». Погружение в роль то и дело чередовалось с остранением - выходом из обстоятельств, осмыслением событий. Мария была органична и заразительна и в диалогах, и в зонгах, которые замечательно исполняла. Критики писали о том, что она «одолела ступень к тому, чтобы вырасти в большую трагическую актрису». Мария играла девушку, жившую в мире, враждебном всем добрым человеческим началам. Слабая с виду и простодушная, она становилась несокрушимо сильной, изворотливой, чтобы выжить и спасти чужого ребенка, мимо которого не смогла пройти вопреки всем доводам рассудка. Большого трагического накала достигла артистка в сцене суда: «Я его вскормила! Что же, мне его разорвать, что ли? Не могу я так!» Со дна отчаяния поднималась она к высотам человеческого духа.

В роли Элизы Дулиттл из «Пигмалиона» Б.Шоу многие сравнивали Марию с великой Одри Хепберн. Грациозная даже в лохмотьях, умная и бесконечно трогательная в защите своего женского достоинства. Беззащитная от нахлынувшей любви. На протяжении спектакля гадкий утенок превращался в прекрасного лебедя. Артистка мастерски передавала это преображение души, становление человека. Марию стали узнавать на улицах Тулы. Однажды догнала незнакомая женщина и подарила розу. «За что?» – смутилась Мария. «Но вы же, артистка нашего театра», – последовал ответ. А на асфальте перед подъездом ее дома кто-то написал огромными буквами слова зрительской любви. Но звездной болезнью болеть было некогда. В каждой новой роли надо было снова доказывать свою творческую состоятельность.

Событием в театральной жизни Тулы стал спектакль «Двенадцатая ночь» Шекспира, в котором Мария Попова с блеском сыграла роль Виолы. Актриса прекрасно пела, фехтовала, жила в образе, психологически тонко раскрывала пробуждение пленительной женственности, зарождение страсти. Чувственное обаяние ее Виолы органически сочеталось с поэтической и философской глубиной.

Трагедия обманутого доверия потрясает зрителей в ее Марине в спектакле «Страсти по Никите» («Власть тьмы») Л.Н.Толстого. Артистка играет глубоко верующую, чистую женщину, сумевшую пережить измену и не сломаться благодаря тому нравственному стержню, без которого, по Толстому, немыслима жизнь русского человека. Высокого трагического напряжения добивается М.Попова в сцене прощания с Никитой. Как подстреленная птица бросается к нему с последним поцелуем: «Эх, и любила же я тебя!».

Откровением и радостью для всех ее поклонников стала Эмилия в спектакле «Отелло» Шекспира. Кажется, что она играет не текст, а жизнь. Полностью сливаясь со своей героиней, Мария постепенно развертывает ее духовную суть, строит образ на внутренних контрастах. Под обаянием жизнерадостной, чуть фривольной, ироничной, но покорной жены, казалось, лишенной всяких моральных принципов, в момент трагического прозрения прорывается натура самоотверженная, сильная, с обостренным чувством правды и совести. В эту роль Мария вносит большой темперамент и силу страсти.

Созданная для глубоких драматических образов, М.Попова интересна и в острохарактерных комедийных ролях. Мастерством перевоплощения, чувством стиля и вкусом к импровизации увлекает она в образах Беатриче – «Венецианские близнецы» К.Гольдони, Жаклин – «Ох, уж эта Анна!» М.Камолетти, Барбары – «Слишком женатый таксист» Р.Куни, Марлен – «Ужин дураков» Ф.Вебера. Зрители смеются и сочувствуют ее Ирине в «Подруге жизни» Л.Корсунского, особенно в сцене, когда она неумело пытается обольстить своего закомплексованного жениха. Совсем другая М.Попова в спектакле «Чморик» по пьесе В.Жеребцова о дедовщине в армии. Она играет Аню – женщину легкого поведения, живущую на военном полигоне. Неизменными аплодисментами встречают зрители появление актрисы в короткой кожаной юбчонке, с ярко-красными губами и такими же бусами, в небрежно накинутом на плечи мужском военном кителе. Все в ней – вызывающе цинично. Тем неожиданней ее бунт. На высоком драматическом накале чувств проводит М.Попова сцену пробуждения женского достоинства, когда Аня выплескивает водку в лицо обидчика и бросает в него деньги за свою любовь по вызову. Актриса играет роль предельно точно, с обжигающей душу жизненной правдой.

За 16 лет работы в Тульском театре драмы она сыграла около пятидесяти ролей. Сейчас, когда представляешь их все, не верится, что это одна и та же артистка, так они разнообразны. Мария умеет не повторяться. Что больше всего ей удается? Пожалуй, правда чувств героинь и в современной, и в классической пьесе. Зрители верят в ее будущее. Не дай ей Бог остыть!

Фото Игоря Амосова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.