Испытания и радости

Выпуск №5-125/2010, Портрет театра

Испытания и радости

 

Создателем общественного театра в Смоленске по праву считается дипломат и военный деятель князь Н.В.Репнин – один из смоленских генерал-губернаторов. Первое представление профессионального театра – российская комедия с хором - состоялось 3 июня (по старому стилю) 1780 года в «Оперном доме», специально выстроенном к приезду Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Об этом упоминает в дорожном дневнике сама императрица. Когда здание «Оперного дома» пришло в негодность, как пишет первый смоленский историк Н.А.Мурзакевич, возле Блонье (парк в теперешнем центре города) был «устроен новый Дворянского собрания дом с огромным залом и двумя деревянными корпусами на каменном фундаменте». Это здание сгорело во время Отечественной войны 1812 года. На его месте возведено новое кирпичное, сохранившееся до сих пор. Сейчас в нем располагается областная филармония, концертный зал которой славится великолепной акустикой. Когда-то здесь выступал Михаил Иванович Глинка. К 100-летию композитора напротив Дома дворянского собрания был открыт замечательный памятник Глинке работы скульптора фон Бока.
В XIX веке, в особенности во второй его половине, театральные представления в Смоленске давались два раза в неделю, кроме Великого Поста. Городу повезло с географическим положением. На гастролях здесь бывали М.В.Дальский, В.Н.Давыдов, П.Н.Орленев, П.Д.Ленский и многие другие известные актеры. 28 сентября 1879 года Г.Н.Федотова сыграла в Смоленске одну из лучших своих ролей – Катерину в «Грозе» А.Н.Островского. А летом 1891 года в течение почти двух недель играла в спектаклях «Без вины виноватые», «Гроза» и «Василиса Мелентьева». В 1901 году в Смоленске выступал Ф.И.Шаляпин. В 1906 году дважды побывала с гастролями блистательная В.Ф.Комиссаржевская. В 1907 году два спектакля дал петербургский Театр драмы под руководством В.Э.Мейерхольда. Летом 1918 года в Смоленске гастролировал Камерный театр А.Я.Таирова, состоялась премьера знаменитого спектакля «Адриенна Лекуврер» Э.Скриба с А.Коонен в главной роли.
А 27 декабря 1919 года в помещении кинотеатра «Художественный» открылся Смоленский государственный оперно-драматический театр. Первой постановкой драматической труппы была комедия Гоголя «Ревизор», которая прошла с большим успехом. С февраля 1920 года Смоленский театр именуется драматическим.
Летний сезон открылся 24 июня 1920 года комедией «Горе от ума», которая была превосходно сыграна и обставлена. О тщательности подготовки спектаклей свидетельствует привлечение к их оформлению лучших художников города. Так, над «Василисой Мелентьевой» А.Н.Островского работали художники С.Зиновьев, Л.Стефановский и А.Пастухов – специалисты по русскому быту и стилю.
В середине 20-х на смоленской сцене появляются спектакли по пьесам современных авторов. Ярким событием стала «Любовь Яровая» К.А.Тренева. Горничную профессора Горностаева Дуньку в этом спектакле сыграла Фаина Раневская, которая работала в Смоленске в сезоне 1927-1928 гг. На премьере присутствовал автор. Он был в восторге от Дуньки-Раневской. В книге «В старом и новом театре» об этом вспоминает П.Л.Вульф – исполнительница заглавной роли. Играя Дуньку, Раневская прибавляла словечки от себя, так как превосходно владела южным говором. Тренев даже пообещал внести в пьесу ее актерские находки. Кроме Дуньки в «Любови Яровой», в тот смоленский сезон Раневская сыграла Спекулянтку в спектакле «Шторм» по одноименной пьесе В.Билль-Белоцерковского.
Лучшие годы довоенный истории Смоленского театра связаны с деятельностью выдающегося режиссера, заслуженной артистки РСФСР Зинаиды Михайловны Славяновой. Благодаря ей Смоленский драматический театр скоро становится одним из лучших периферийных театров страны, о чем свидетельствует приглашение в 1936 году на гастроли в Москву. Славянова проработала в Смоленске шесть сезонов. В 1937 году без объяснения причин она была уволена (по другим сведениям, кто-то из друзей предупредил о грозящем ей аресте, и она в спешном порядке уехала из Смоленска, оставив заявление об увольнении).
В начале войны Смоленский драматический был реорганизован в Театр Западного фронта. 7 июля 1941 года труппа во главе с очередным режиссером Е.Асеевым выехала в действующие части. На фронте театр пробыл до ноября. Затем последовали годы эвакуации, во время которой (театр находился тогда на Урале) коллективу предложили составить ядро труппы открывающегося в Нижнем Тагиле нового театра, обещали квартиры и хороший паек. Предложение по военному времени заманчивое. Но, как рассказывает об этом старейшая смоленская актриса Вера Яковлевна Простакова, которая вместе с родителями-актерами находилась в эвакуации в Красноуральске, на общем собрании решено было от предложения отказаться. И в сентябре 1944 года, ровно через год после освобождения Смоленской области от оккупации, труппа открыла театральный сезон в постепенно возрождавшемся к новой жизни городе.
Представляли в зале бывшего Дворянского собрания. Построенное перед войной величественное здание Смоленского театра пострадало мало, однако купол крыши над зрительным залом имел серьезные повреждения. Актерские гримуборные использовались под жилье: Смоленск лежал в руинах. Полностью восстановить театр удалось только в 1946 году.
В конце 60-х последовало новое испытание на жизнеспособность. Завершившие сезон 1967-1968 спектакли «Много шума из ничего» Шекспира (постановщик – главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РСФСР А.С.Михайлов), «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса и «Два товарища» В.Войновича (оба поставлены Алексеем Бородиным – в ту пору студентом-дипломником) властями были квалифицированы как «вредные». Театральная общественность города встала на их защиту, но это не помогло. Главный режиссер был уволен. Вслед за ним в знак протеста из театра ушли молодые актеры – недавние выпускники ГИТИСа - Н.Серая, А.Куралин, Ю.Лактионов, А.Свекло, М.Али-Хусейн и другие. После увольнения А.С.Михайлова Смоленский театр на долгие годы остался без творческого лидера: главные режиссеры не задерживались здесь более, чем на один-два сезона.
Однако и в этот период у театра бывали значительные удачи. Одна из них - народная драма «Виринея» Л.Сейфуллиной и Л.Правдухина в постановке А.Т.Кузнецова с потрясающими массовыми сценами и блестящей работой народного артиста РСФСР С.А.Чередникова, который играл Савелия Магару (роль Виринеи исполнила актриса Е.И.Иванчук, Федора играл заслуженный артист РСФСР В.И.Макаров, Павла – артист В.А.Опалев). Спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии и показан на сцене Кремлевского дворца съездов.
Недолгое время главным был ленинградский режиссер, ученик Г.А.Товстоногова М.И.Резцов. С его именем связаны такие замечательные спектакли, как «Пастух и пастушка» В.Астафьева, «Госпожа министерша» Б.Нушича, «Последняя любовь Насреддина» Б.Рацера и другие.
Последние советские годы творческим лидером театра был И.А.Южаков. Он работал в соавторстве с известным художником театра и кино Б.Л.Бланком. Их спектакли «Дни Турбиных» М.Булгакова, «Арена» И.Фридберга, «Гамлет» Шекспира и другие, яркие по форме, отличались острой публицистичностью. Успехом пользовался поставленный в это же время экспериментальный спектакль С.Черкасского по пьесе смоленского драматурга Н.Семеновой «Девки, в круг!», который показывали в Москве в помещении Театра на Таганке, где арендовал площадку Театр Дружбы народов. Большой удачей тех лет был злободневный и остроумный спектакль «Самоубийца» (режиссер С.Черкасский, сценография Н.Агафонова) по пьесе Н.Эрдмана.
По инициативе И.А.Южакова с 1988 года в Смоленске проводился фестиваль студенческих дипломных работ «Авансцена». На первой «Авансцене» с выпуском «Табакерки» побывал народный артист СССР Олег Табаков.
А в 1991 году согласно решению областного руководства областной драматический театр был закрыт. На его базе открыли Смоленский государственный экспериментальный театр драмы. Причем ни одного спектакля из прежнего репертуара в афише оставить не разрешалось. Приглашенный на должность главного режиссера П.Д.Шумейко начал строить в Смоленске музыкально-драматический театр, полагая, что в провинции театру надлежит ориентироваться на разнообразие жанров и форм.
Программным спектаклем Шумейко стала рок-опера «Капитанская дочка» по повести А.С. Пушкина (музыка В.Бровко, либретто Т.Калининой, художник-постановщик Ю.Попов). В спектакле была занята почти вся труппа.
Публикой «Капитанская дочка» была воспринята с любопытством. Летом 1993 года спектакль принял участие в фестивале «Русская классика» в Калуге, а на следующий год был показан в Пскове на Пушкинском фестивале.
Другим направлением деятельности театра в начале 90-х была работа с современными драматургами. Два года подряд в Смоленске проходила лаборатория современной драматургии - актерская читка пьес в присутствии их авторов. Своеобразным итогом этой работы стал состоявшийся осенью 1994 года фестиваль современной драматургии, в котором приняли участие театры Москвы, С.-Петербурга, Пензы и Новосибирска. Смоленск показал музыкальный спектакль по пьесе тульского драматурга В.Трофимовой «Шуты» на большой сцене и три театральных новеллы М.Арбатовой, объединенные общим названием «Дранг нах Вестен», - на малой. В числе гостей были ведущие театральные критики страны во главе с А.Свободиным.
Впрочем, хотя благодаря лаборатории поставлено было немало спектаклей («Плач в пригоршню» В.Гуркина, «Мы идем смотреть Чапаева» О.Данилова, «Курица» Н.Коляды, «Идеальная пара» В.Попова, уже упоминавшиеся «Дранг нах Вестен» и «Шуты»), преувеличением было бы утверждать, что расчет на новую отечественную драматургию оказался верным. Окружающая жизнь менялась с такой стремительностью, что затрагиваемые в пьесах проблемы устаревали, не успев дойти до зрителя. Ни о каком «живом нерве», роднившем придуманных драматургами героев с их сидящими в зале ровесниками, нечего было и мечтать. Новые названия исчезали из репертуара так же быстро, как и появлялись.
Более счастливым направлением работы театра стала семейная тема, чем с увлечением занимался режиссер В.А.Мамин. Его спектакли на малой сцене «Осенняя соната» И.Бергмана, «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, «Маленькая девочка» Н.Берберовой, «Кукольный дом» Г.Ибсена, так же, как и последний спектакль – комедия «Аккомпаниатор» А.Галина, полюбились зрителям и в большинстве своем оставались в афише театра в течение восьми и более сезонов.
Весной 1994 года П.Д.Шумейко пригласил в Смоленск молодого режиссера И.Г.Войтулевича, ученика А.А.Гончарова и М.А.Захарова. Как режиссер Войтулевич обладает неистощимой фантазией, ему удается органично сочетать театр переживания и театр представления. Его смоленские спектакли «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т.Стоппарда, «Дон Жуан» А.К.Толстого, «Лев зимой» Д.Голдмэна, «Кармен» П.Мериме, «Красный шут» (по роману А.Белого «Петербург»), «Ромео и Джульетта» Шекспира и другие - разнообразные по драматургии и форме, объединяет яркая театральность, а также то, что театральный критик А.Иняхин определил как «небанальность подхода к объекту интереса».
После скоропостижной смерти П.Д.Шумейко (16 января 1999 года) И.Г.Войтулевич в течение четырех лет работал в Смоленске главным режиссером.
Сегодня Смоленский государственный драматический театр им. А.С.Грибоедова (имя присвоено в конце 2004-го) заслуженно воспринимается как интересный, живой, не похожий ни на один другой областной театр.
В последние годы театр побывал с обменными гастролями в Калуге, Туле, Орле, Белгороде, Могилеве, Москве, Гомеле, Санкт-Петербурге, Владимире и Рязани, участвовал и в фестивалях. В 2002 году на фестивале «Островский в Доме Островского» в Москве был показан спектакль И.Г.Войтулевича «Снегурочка». Спектакль «Страсти роковыя…» по рассказам А.Аверченко стал призером фестиваля «Серебряный век» в Орле, фестивалей в Лобне и Тольятти. В 2005 году романтическая драма «Не покидай меня!» по пьесе А.Дударева отмечена на театральном фестивале «Этот день Победы», который проходил в Подмосковье. В 2007 году в Брянске в фестивале «Славянские театральный встречи» участвовал смоленский спектакль «Кармен».
Летом 2008 года по инициативе директора театра Л.Н.Судовской и при поддержке Департамента Смоленской области по культуре на сцене Смоленского драматического театра им. А.С.Грибоедова получил прописку новый международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». В 2010 году «Ковчег» посвящается 230-летию Смоленского театра.
Интересно прошел и 229-й предъюбилейный сезон. Дважды театр побывал на международных фестивалях в Беларуси. В ноябре 2008 года - в Гомеле на X «Славянских театральных встречах», где «Ревизор» Анатолия Ледуховского (с января 2009 года он является главным режиссером Смоленского драматического театра) был удостоен награды «За постановочное мастерство». А в марте нынешнего года в международном молодежном театральном форуме «M@rt.контакт-2009» в Могилеве участвовал спектакль «Завтра была война» по одноименной повести Б.Васильева. Это выпускной спектакль первого подготовленного в Смоленске на базе театра драмы и института искусств актерского курса (мастерская народных артистов СССР Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова). Специальные предметы студенты изучали в театре под руководством тогдашнего главного режиссера В.Л.Прокопова и преподавателей-актеров. В прошлом году ребята получили дипломы артистов театра и кино и зачислены в труппу.
Словом, Смоленский государственный драматический театр им. А.С.Грибоедова последовательно работает над созданием единого актерского ансамбля, вырабатывает собственный художественный почерк.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.