Колонка редактора

Выпуск № 6-126/2010, Колонка редактора

Колонка редактора

 

Отпраздновали 150-летие А.П.Чехова 29 января – казалось бы, надо весь этот номер посвятить чеховским постановкам или, по крайней мере, в очередной раз объяснить, почему Чехов – наше все. Однако про Чехова мы писали в предыдущих номерах и будем писать в следующих, как говорится, в рабочем порядке, ведь весь сезон – чеховский. И шире – в общем-то, весь наш театр по большому счету – чеховский.
Можно было бы издевательски пройтись по казенным мероприятиям, участвуя в которых чиновники, в том числе и самого высокого ранга, проявили свое комическое невежество, достойное злого пера Антоши Чехонте. Или рассказать о душевных встречах, например, в Центральном Доме Актера им. А.А.Яблочкиной, где Чехов оказался включен в «домашний» театральный круг.
Можно было бы поспорить в очередной раз с оголтелыми призывами наложить на Чехова мораторий, но кажется это как-то бессмысленно. Ставили, ставят и будут ставить. По-разному и разнообразно.
В игровой комической «Верочке» в Якутском русском театре Линас Зайкаускас предложил актерам играть текст, а обернулось это осознанием трагизма мелочей нашей жизни. В Ярославле в старейшем Волковском театре провели беспрецедентный марафон, на семь часов превратив весь театр, включая закулисье и зрительские фойе, в чеховскую сцену. Главный режиссер театра Сергей Пускепалис предложил артистам сделать самостоятельные работы по Чехову, и было их представлено 56! Нон-стоп показывали фрагменты чеховских пьес, инсценировки рассказов все артисты – от народных, до молодых, только что принятых в труппу. На фестивалях были представлены «околочеховские» произведения – «После Чехова» Брайена Фрила и «Русское варенье» Людмилы Улицкой. Последний спектакль, кстати, – в рамках Северного фестиваля в Сыктывкаре, вообще посвященного юбилею классика. Туда свезли Чехова из Москвы, Кирова, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Пензенской области, а «Иванова» интерпретировал Тульский театр кукол. В этом номере и рассказ о фестивале «Встречи в Одессе», посвященном прошлому юбиляру – Н.В.Гоголю, однако одним из самых сильных спектаклей его афиши стал одесский «Дядя Ваня» Леонида Хейфеца и Алексея Литвина, и о прославленном Рождественском фестивале в Новосибирске, который был посвящен Гоголю и Чехову. Чехов сыграл важную роль в творчестве актеров, портреты и интервью которых представлены в рубрике «Лица», а «Палата № 6» Юрия Еремина в сценографии Степана Зограбяна (рубрика «Выставка») осталась в памяти всех, кто некогда видел этот страшный спектакль.
В безысходном «Вишневом саде» Саратовского ТЮЗа Кисилева сад, по мнению режиссера Георгия Цхвиравы, давно уже срублен. А в Марийском ТЮЗе «Вишневый сад» прочли безыскусно, почти что по ролям, но седенький старичок Фирс – Андрей Андрианов, забытый, как и положено, в запертом доме, вызвал поначалу гогот в зале, а закончил свои слова в мертвой тишине – юные зрители осознали трагизм произошедшего. Не забыть этого Фирса тем, кто его увидел. Хочется, чтобы Чапай выплыл, чтобы Фирса не забыли. Чтобы не забыли в театре человека. А Чехова не забудут, и он скажет о главном, человеческом, и в самых абстрактных и холодных, и в самых резких и ниспровергающих, и в самых простеньких постановках.

 

Читать номер на сайте

Читать номер в PDF (5.13mb)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.