Камышин

Выпуск № 6-126/2010, В России

Камышин

 

Историческая пьеса американского писателя Д.Голдмена «Лев зимой» поставлена в Камышинском драматическом театре режиссером Валерием Геворгяном.

Умный, тонкий спектакль, замечательная режиссура, превосходный актерский ансамбль. Текст, музыка, декорации, костюмы - все сошлось.

...Вечер под Рождество. Тихий дом. Подарки под елкой. Действие разворачивается в замке Шенон в 1183 году. Король Англии, чья жизнь клонится к закату, должен назвать имя наследника трона.

Реальная трагическая история начинается как сказка - жили-были самая красивая, самая пленительная женщина своего времени королева Элинор Аквитанская и самый красивый, самый умный король Англии и доброй половины Франции Генрих II Плантагенет. Они очень любили друг друга. Бог подарил им четверых сыновей. У их ног была вся Европа...

Пока над сценой висит томительная пауза, успеваю разглядеть странные очертания задуманной режиссером и воздвигнутой художником Федором Новиковым модели мира, которым владеет король.

Троны - гробы, каркасы лестничных проемов - словно могильные ограды. Множество огней во тьме, будто глаза сотен тысяч, которые полегли в этих землях, завоеванных королем Генрихом. Огни образуют контур креста. Распятие над миром возвышается искупительным символом. А вот и Корона, из-за которой развернутся здесь, в замке, все события этой исторической драмы. Впрочем, жанр спектакля, скорее, — семейная хроника. В углу камин с горящими поленьями. Впоследствии к его теплу будут тянуться все герои, около его огня произойдут самые трогательные лирические сцены.

Вот они, герои спектакля, — вершители, властители чужих судеб, так и не сумевшие разобраться в собственной жизни. У каждого из них своя правда, но все вместе они погрязли во лжи, лицемерии, изменах и предательствах.

Генрих — Николай Штабной - действительно Лев среди молодых шакалов. «Ты, как каменная глыба, ничем тебя не опрокинешь», - так говорит его молодая любовница Элис. Он и сам так думает. «В свое время знавшему графинь и молочниц, куртизанок и девственниц, цыганок, потаскух, монахинь», ему искренне кажется, что он любит эту девочку так же, как она его.

Свою жену он держит в тюрьме, прекрасно понимая, что, посадив королеву в клетку, ему все равно не победить ее. И получает удовольствие от поединка. С какой нежностью признается ей Генрих: «Ты все еще моя королева», - и это правда, и зритель верит. А сам король? Он постоянно меняет свое обличье. И если вначале он этакий король Лир, самонадеянно думающий, что солнце восходит и заходит по его повелению, то после знаменитой «сцены прозрения» с него как будто содрали кожу и живым распяли. Его лицо превращается в маску, лишь глаза живые, пронзительные. Впрочем, подсказка кроется уже в названии пьесы. Львы не живут в холоде, зима - смерть для них. Вот и король в погоне за властью теряет то, что составляет основу человеческого бытия — семью, детей, тепло дома. И понять эту простую истину ему помогает юный король Франции Филипп (А.Буняков), прозванный Августом.

Филипп ловко заманил все семейство Генриха в ловушку и показал каждому, кто есть кто. Этот светский лев отличается от соперников одеждой, лоском, внутренним спокойствием, уверенностью в своей правоте. Он может позволить себе быть изящным и хладнокровным. На войне как на войне. Филипп хорошо знает правила игры. А.Буняков хорош в «кажущейся бездеятельности» своего героя. Но в сцене прозрения, конечно же, трудно быть достойным партнером Н.Штабному, который здесь переигрывает всех.

Королева Англии - красивая, сильная, властная и мстительная, интриганка с огромным жизненным опытом - она умеет манипулировать людьми и готова сражаться с мужем и дальше. И все-таки, прежде всего она - женщина и мать. Безумная, мучительная боль женщины, не королевы, выходит на первый план. Татьяна Торощина словно создана для этой роли. За свою долгую театральную жизнь она сыграла не одну королеву. Но такой аристократической сдержанности, такой глубины раскрытия трагедии женщины, такой гармонии душевного и телесного можно достичь только в зрелости, накопив громадный человеческий и творческий опыт. В ее интонациях, учитывая страстность текста, будоражащий характер диалогов, ни разу не прорвалась истерическая плаксивая нота. Актриса прекрасно ощущает себя в сложном костюме, великолепно двигается, причем движения ее полны смысла, подчинены раскрытию характера.

Впервые, следя за игрой актрисы, я поняла «слабое место» ее героини и каждой из нас - все мы хотим Любви, но мало кто может отказаться от каких-то своих представлений во имя ее.

Королева Элинор переходит из крайности в крайность убедительно, кажется, она продолжает воевать с любимым мужем, продолжает ненавидеть по однажды заведенному сценарию. И опять не поймешь — где правда, где ложь.

Они лгут постоянно. Все. И им веришь. И все-таки сквозь тьму пробивается тонюсенький спасательный лучик надежды, веры. Это слышно через волшебную музыку Джона Бэрри, от которой по коже бегут мурашки. Евгений Бакин, воплощая замысел режиссера, сумел распорядиться музыкой английского композитора очень мудро, превратив ее в полноправную хозяйку на сцене. Мелодии проникают в душу, и пульс подстраивается под них. Порой мрачная пассакалия, обвинительная чакона сменяются страстной, чувственной музыкой, рассказывая о любви двух упрямцев искренне и откровенно.

Герои беспомощны, обречены на невозможность любви. Как перед смертью. Даже сильнее, чем перед смертью. Отцы ведь продолжают жить в своих сыновьях, а если ты их проклял... не остается уже ничего.

Сыновья такие разные. Старший Ричард Львиное Сердце - любимец матери (Андрей Лактюхов) - настоящий воин, суровый, нарочито грубый. Но он не тот, за кого все его принимают. Он не мечтает ни о власти, ни о ратных подвигах. Одиночество, невозможность быть любимым - вот что ранит его по-настоящему. Младший Джон (Сергей Мешков) - папин любимчик, недотепа, обормот, балованный, инфантильный. Он смешон, шарообразен, его походка комична, и весь его сытый вид резко контрастирует с обликом старших братьев. И в голову не придет, что именно он бросится на отца с ножом, а ведь отец прочил его в наследники. Средний Джеффри (Михаил Касымов) вовсе никому не нужен. Он самый опасный заговорщик, ему нечего терять. Хитрый, расчетливый. Джеффри Касымова - пластичный, держится в рамках чопорности, чуть снисходительного превосходства, жесты экономные, речь негромкая, каждое слово тщательно обдумано, точно выбрано. Только глаза горят недобрым огнем.

Дети, не знавшие любви, они пытаются объединиться в борьбе против отца и матери. Родители воюют, а дети страдают. Очень современно, не правда ли?

Пусто, холодно в залах замка, пусто, холодно в душах выросших детей. И все-таки они есть друг у друга.

Элис (Л.Кряченкова) совсем одна. Взятая во дворец в детстве, она - разменная монета, жертва стратегий в дворцовых интригах. Милая, беззащитная девочка, но какой львицей делает ее материнский инстинкт (хотя ребенок еще и не зачат). Второй Элинор. И еще большой вопрос - кому достанется победа.

Мне нравится, как играет молодежь, как трепетно относится к своим ролям. Им веришь. Я знаю их по другим ролям, дурашливым, современным. Здесь они иные. Наверное, им пришлось где-то преодолевать себя. Они сумели найти красоту в вещах, не имеющих внешней эффектности. А эта их любовь к матери, тоска по материнскому теплу - такая правда.

Спектакль смотрится на едином дыхании. И совершенно неважно, когда и где разыгрываются истории героев, постоянно возникают параллели с нашей современностью.

Спектакль завораживает, замораживает, погружает в себя без остатка, играет со зрителем. Да-да, будто не ты его смотришь, а он тебя проверяет - веришь, откликаешься, понимаешь?

Любовь, красота не спасут мир. Они и есть мир со всем его безумием, волшебством, невозможностью. Мир, ускользающий сквозь пальцы. Кто-то из мудрецов сказал, что в путешествиях нет смысла - все равно всюду и везде таскаешь за собой себя. Может, оно и так. Можно прийти, посмеяться над абсурдом чужого мира, полюбоваться его холодной красотой. А можно, попав далеко-далеко, встретиться с самим собой, может быть впервые. Что если встреча эта станет точкой отсчета твоей новой жизни? Спектакль дает нам такой шанс.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.