Надвигается какое-то средневековье/Ирина Зубжицкая

Выпуск № 6-126/2010, Монолог

Надвигается какое-то средневековье/Ирина Зубжицкая

 

Ирина ЗУБЖИЦКАЯ, главный режиссер Ивановского областного драматического театра с 2005 г. Окончила СПбАТИ в 2001 году по специальности «Режиссер драматического театра» (мастер курса – Г.Тростянецкий). Поставила ряд спектаклей по классическим произведениям и пьесам современных авторов в Санкт-Петербурге, Иваново, Вологде, Ростове-на-Дону, Орле, Волгограде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Стерлитамаке. Среди них «Лев зимой» Д.Голдмэна, «Жемчужное ожерелье» по произведениям Н.Лескова, «Фро» по произведениям А. Платонова, «Свидание в предместье» А.Вампилова, «Что случилось в зоопарке» Э.Олби, «М-П» по мотивам повести В.Ерофеева «Москва-Петушки», «Пять вечеров» А.Володина.

 

Когда я еще была «свободным художником», работая в Молодежном театре на Фонтанке, столкнулась с петербургским художником Андреем Прониным. Он оформлял «Чайку» в Ивановской драме и пригласил меня в этот славный город на премьеру. Мне понравились артисты, и вместе с Андреем мы выпустили здесь «Валентинов день» Ивана Вырыпаева, после чего мне предложили стать главным режиссером. Я подумала, что надо попробовать поработать главным (неглавным я уже работала…). Очень поддерживал Николай Семенович Максимов - замечательный директор, который закрывал собой все «амбразуры», насколько это было возможно…

Три года я пыталась привести силы труппы к общему знаменателю. В провинции, в отличие от столичных театров, артистов не хватает. Среди выпускников местного училища культуры, получивших диплом «Актер театра», есть талантливые ребята, но многие из тех, кто приходит работать артистом, быстро отсеиваются, потому что работа трудная, мало оплачиваемая – и тут, кроме любви к театру, ничто не помогает… Конечно, хотелось бы приглашать и актеров с хорошей школой, но возможность такая крайне редко представляется, да и диплом не всегда определяет способности актера.

А столичные режиссеры часто ездят в провинцию для того, чтобы заработать денег, не очень затрачиваются и халтурят. Между «режиссером» и «главным режиссером» есть принципиальная разница – на мой взгляд, это разные профессии. Соединить их можно, но, вероятно, главному режиссеру надо иметь предрасположенность к «взращиванию сада»… Он должен растить артистов, подбирать труппу, собирать репертуар, обозначать лицо театра и направление его развития. А вот ставить хорошие спектакли, как ни странно, он не обязан, потому что это совсем другая задача. Можно разделить режиссуру еще и по творческой состоятельности: режиссер-ремесленник и режиссер-художник. Стать главным «режиссером-художником» почти невозможно - очень многое зависит от директора, потом от учредителя, от правительства города или области (в зависимости от подчинения театра). В городе нет ТЮЗа, некому приучать школьников к театру. Задачи ТЮЗа распределены между театром кукол, частично драматическим и музыкальным театрами. А утерянные дети и подростки – это наша будущая очень сложная аудитория, а для воспитания зрителя потребны, извините, специалисты и средства.

Театр — репертуарный, и здесь существуют свои проблемы, связанные и с менталитетом места (и это слова не придуманные!). Очень остро стоит проблема репертуара. Заполнить зал в большом городе, где много туристов, несложно, потому что люди приходят всякий раз новые и новые. Они идут на название театра, чаще на звезду (что не всегда обеспечивает качество). Допустим, сделает режиссер спектакль интересный с точки зрения размышлений и поисков, но, если это никак не связано с фестивалями, спектакль обречен, потому что его надо и в репертуаре играть. У нас шла война по поводу постановки Платонова – и автор замечательный, и режиссер приглашен блестящий, и я хотела, чтобы спектакль был, потому что артистам есть, что играть, на чем расти, даже если нам что-то не удастся… Историй, которые затрагивают некие душевные струны, в русской литературе много, включая советскую классическую. Тот же самый Андрей Платонов – классика, но эмоционально затрачиваться на то, чтобы смотреть подобные вещи, люди уже почти не могут… У нас был такой случай: звонит зрительница и говорит, что больше к нам никогда не придет - так плакала на спектакле! У нас театр относится к средствам массовых коммуникаций – то есть к обслуживанию каких-то необходимостей и развлечений. Таким образом, он свою воспитательную функцию теряет. Поэтому в репертуарном театре остаются так называемые кассовые спектакли, которые редко имеют смысл – например, что-то вроде комедии «№ 13».

…Жизнь у людей трудная, и они хотят смеяться, отдыхать, ни о чем не думать на спектаклях. Надвигается какое-то средневековье в определенном смысле… Управлять скоро будет совсем легко, а в результате и говорить-то не с кем…

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.