Петрозаводск

Выпуск №2-112/2008, В России

Петрозаводск

В середине августа Музыкальный театр Республики Карелия принял участие в IV Международном фестивале балета в городе Савонлинна (Финляндия). «Лебединое озеро», представленное карельскими артистами и солистами Мариинского театра, открыло фестиваль, удивив и покорив публику. У судей командных видов спорта существует правило: уровень судейства (то есть претензии судьи к уровню профессионализма команды, а следовательно, прощение или нет некоторых ошибок и нарушений) устанавливается по более сильной и профессиональной команде. В нашем случае «команда» карельских артистов была поставлена в условия, когда, скажем, сборная Карелии по футболу встречается со сборной Бразилии или Германии... С одной стороны, результат можно легко прогнозировать. С другой — в команде «сборной Карелии» есть несколько серьезных «козырей», которые могут творить чудеса. Сейчас, по прошествии фестиваля, можно раскрыть карты. Вот наши козыри: Симонов, Климкова, приглашенные солисты. Необходимо в данном случае указать и саму козырную масть: Мариинский театр... История балетного фестиваля в Савонлинне, в отличие от знаменитого оперного, насчитывает всего семь лет. Но последние три года организовать балетный фестиваль было невозможно из-за отсутствия достаточных средств для приглашения мировых балетных звезд. Публика, приехавшая в Савонлинну, достаточно избалована оперными звездами. В 2004 году «Лебединое озеро» на этой сцене показали артисты Большого театра в хореографии Юрия Григоровича, основанной на изначальной постановке Бегичева и Гельцера 1877 года. Поэтому директор нынешнего фестиваля Хану Хюттинен сильно рисковал, предоставив право открывать фестиваль провинциальной балетной труппе, усиленной солистами Мариинки.

Карельская версия «Лебединого» в оригинальной постановке главного балетмейстера театра Кирилла Симонова сильно отличается от классического варианта. Четыре акта сведены к четырем картинам. Первая и третья картины решены в современной неоклассической хореографии, знакомой любителям балета по постановкам Кирилла Симонова в Мариинском театре («Щелкунчик» П. Чайковского и недавняя успешная премьера балета на музыку австрийского композитора А. Цемлинского «Стеклянное сердце»), в Новосибирском театре («Come In» на музыку В. Мартынова, «Соната» на музыку Д. Скарлатти, «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, обладатель «Золотой Маски» — «Золушка» С. Прокофьева). При этом хореограф наполнил танцевальную лексику репликами, отсылающими к классическим постановкам «Лебединого озера». Артистки танцуют в вечерних платьях, на каблуках, мужчины — во фраках и строгих костюмах в мелкую полоску. Вторая и четвертая картины-действия идут в хореографии Льва Иванова и в традиционных лебединых пачках.

Будучи свидетелем и участником настоящего триумфа карельских и петербургских артистов, позволю себе процитировать статью местной газеты «Ita-Savo» под названием «Свежее и молодое «Лебединое озеро», вышедшей на следующий день после первого представления, где партию Одетты-Одилии исполняла солистка Мариинского театра Екатерина Кондаурова: «Публика, пришедшая в замок Олавинлинна, громко смеялась, смотря на свежие танцевальные номера. На этом „Лебедином озере“ по крайней мере не заскучаешь: современный мир танца явил собой мощный контраст белым лебедям... Хореография Кирилла Симонова... оказывает уважение, прежде всего, музыке Чайковского, сюжету и традициям „Лебединого озера“, но одновременно лихо и весело живет в XXI веке. Вместо напыщенных дворцовых танцев — бьющий ключом модерн и интересный язык жестов... Объединение модерна и традиций насторожило публику. Однако остался сам сюжет: два мира полностью различны... Возникает ощущение, что хореограф Симонов полностью отдал всю власть музыке... позволил музыке Чайковского вызвать спонтанные движения и стал активно развивать эту идею. Из одного напряженного жеста возникает движение, а из него — танец... Свежий танец обращается к современной публике. Эротические движения переплетаются с гротеском и изысканной красотой. Танец открывает заново знакомую музыку и снимает с нее толстую сахарную глазурь».

Полный перевод статьи госпожи Рийты-Леены Лемпинен-Весы можно прочитать на сайте Музыкального театра Республики Карелия (www.mrteatr.onego.ru). Пользуясь случаем, хочу отметить качество статьи финской коллеги. Прочитав статью, каждый получит представление о спектакле, мнение автора высказывается просто и ненавязчиво. С ним можно соглашаться или спорить. Но главное — вы не найдете того надменного и назидательного тона, того самолюбования своей собственной эрудицией и образованностью, которое сквозит во многих статьях отечественных критиков, от которых досталось молодому хореографу... Статья в финской газете вовсе не полна дифирамбов. Автор справедливо отмечает недостатки карельского кордебалета, указывает на «трудности» у медных духовых... Но прежде всего она передает атмосферу спектакля, рассказывает о костюмах, декорациях и т.д.

Блистательная Екатерина Кондаурова покорила публику не только идеальным исполнением труднейшей балетной партии, но и трактовкой трепетной, драматичной и созерцательно-отстраненной Одиллии и коварной и неприступной Одетты. С партией Ротбарта блестяще справился солист Мариинского театра Ислом Баймурадов. Его «полетные» высокие прыжки действовали на публику завораживающе. В партию Ротбарта хореограф включил и испанский танец — коронный номер Ислома в родном театре.

Безусловным открытием стало выступление артиста Мариинского театра Максима Зюзина. Его Принц, исполненный практически безукоризненно в техническом отношении, очень сильно выиграл благодаря актерскому мастерству и выгодной внешности артиста. Одну из первых больших сольных партий — роль Александра Цемлинского — Максим исполнил в Мариинке на премьере «Стеклянного сердца» в постановке Кирилла Симонова. После этого Кирилл и предложил ему приехать в Савонлинну. Хореограф, сам в прошлом танцовщик Мариинского, был на сто процентов уверен в том, что Зюзин справится с этой ролью.

На втором спектакле зрители увидели солистку петрозаводского театра Ларису Иванову. Ее Одиллия была нежна, хрупка и беззащитна, эффектно контрастируя с элегантной и надменной Одеттой.

Спектакль начался при проливном дожде, который слегка «подтопил» сцену. Танцевать при этом было очень опасно. На сцене замка отсутствует занавес. Поэтому перед началом спектакля решено было выпустить артиста, исполняющего партию шута, со шваброй, чтобы хоть как-то просушить те участки сцены, где скапливалась вода. С первыми аккордами увертюры дождь прекратился. Но сам факт дождя отвлек кордебалет от страха, который чувствовался на первом спектакле, что было отмечено финской критикой. На втором спектакле кордебалет был практически идеален. Кирилл Симонов, как руководитель балетной труппы, очень строг к своим подчиненным, но после спектакля он поблагодарил всех солистов и отдельно артистов кордебалета. Это было особенно приятно не только артистам, но и педагогам-репетиторам. Собственно, кордебалет вместе с педагогами и балетмейстером совершили чудо, о котором ни публика, ни критика не знали. Дело в том, что за две с небольшим недели им удалось практически создать новую труппу. Больше половины артистов поступили на работу в театр накануне гастролей, только что получив дипломы балетных заведений Ханты-Мансийска, Перми и Улан-Удэ. Помочь Кириллу вымуштровать столь пестрый состав согласилась танцовщица Мариинского театра Екатерина Климкова (наш очень важный «козырь»). Ее богатый опыт работы в театре, отличное знание репертуара и фантастические самоотдача и требовательность сотворили чудо. Теперь можно говорить о том, что в Петрозаводске есть профессиональная балетная труппа, обстрелянная на престижной европейской площадке в 2200 мест.

Надо сказать, что Карельский Музыкальный театр переживает трудные дни. Третий сезон идет реконструкция основного здания театра, и артистам редко предоставляется возможность танцевать на больших площадках, которых в Петрозаводске не так много.

Триумфальная поездка в Савонлинну дает артистам силы подождать еще немного: весной следующего года танцоры выйдут на свою основную сцену. Чтобы «карточно-спортивная» аллегория состоялась, необходимо разобраться, между кем, собственно, проходил «матч»? Понятно, что с одной стороны — это «сборная Карелии по балету», усиленная легионерами Мариинки. Кто же был нашим противником? Сборная Большого, игроки которой на следующий день потчевали финскую публику гала-концертом? Или государственный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле», представивший премьеру балетного проекта «Скала двух лебедей»? Или замечательный оркестр петрозаводской филармонии, под руководством молодого талантливого дирижера Мариуса Стравинского? Я не могу ответить на этот вопрос. Зато на вопрос: «За что сражались?» — ответить можно. За Искусство. За Публику. И мы выиграли это сражение!

В следующем году на Савонлиннском балетном фестивале состоится премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в исполнении петрозаводских артистов. Разумеется, в этом проекте тоже будут «козыри». Команда создателей спектакля знакома российской балетной публике: хореограф-постановщик Кирилл Симонов, художник-постановщик Эмиль Капелюш и художник по костюмам Стефания фон Граурок (Граурокайте) уже работали вместе в Новосибирске над «Золушкой», в Вильнюсе над балетом «Дездемона» на музыку А. Шендероваса и в Санкт-Петербурге над «Стеклянным сердцем».

Фото Николая Осипова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.