Первый молдавский мюзикл

Выпуск № 6-126/2010, Содружество

Первый молдавский мюзикл

 

Жанр мюзикла – редкость в Кишиневе, но мюзикл весьма логично прижился в молодежном театре «Лучафэрул». Первой полноценной музыкально-танцевальной постановкой здесь стала «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта, второй – мюзикл «Джексонвилль-кабаре».

Экспериментальная, динамичная «Трехгрошовая опера» идет с новой музыкой (композитор из Москвы Юрий Алябов). Режиссер Борис Фокша «жонглирует» текстом Брехта, трактуя его многозначно и современно, каждый жест хорошо продуман и в то же время импульсивен. Фокша чувствует природу музыкального театра, умело сочетая музыку, слово и пластику вплоть до элементов акробатики. Это спектакль яркий, рассчитанный на молодых и сыгранный очень молодо. Он вывел труппу на новый качественный уровень, обеспеченный остросоциальной темой, экспрессивной сценографией и точным соотношением музыки и драмы. Режиссер предстает здесь как мыслитель, ищущий свое понимание мира, двигаясь «от музыкальной дисгармонии к музыке сфер», через низкое грехопадение – к духовному очищению.

Мюзикл «Джексонвилль-кабаре» создан на основе сюжета знаменитого фильма «Кабаре» Боба Фосса с Лайзой Минелли. Сюжет смещен во времени и пространстве, действие происходит в маленьком провинциальном городке Джексонвилле в Америке. В кафе собираются молодые люди, которые мечтают стать звездами. Движимые сиюминутными соблазнами, они забывают о том, что в жизни действительно важно. Это театр живых марионеток, которыми управляет Хозяин-бизнесмен. Есть еще один мужской персонаж Композитор, который влюбляется в Красотку-героиню, и образуется роковой любовный треугольник, напоминающий одновременно коллизии «Кабаре» и «Мулен Руж». Продажная любовь, которую культивирует Хозяин как символ красоты и богатства, вступает в противоречие с настоящим чистым чувством молодых людей, возникшим нежданно-негаданно. Действие дано в ретроспективе, строится как воспоминание по принципу отмотанной назад кинопленки. Зрители смотрят «фильм жизни», уже зная итог драмы.

Постановщик – тот же Борис Фокша – задумал спектакль как яркое живое действо со специально написанной для него музыкой Дорела Бурлаку. Музыканты играют в адекватной сюжету джазовой манере, находясь непосредственно на сцене. Импровизационная природа джаза, юмор, танец, театр – все это сопровождает рассказ о творческих людях, о свободе любви и искусства, которая перерождает марионетку в человека, возвращает ему истинную духовную сущность.

Внешне все красиво и шикарно, глаза застит блеск легких денег, успеха и беззаботной жизни – это идеал современных юношей и девушек, которые хотят «оторвать» мужа побогаче, любовника пощедрее, пока жизнь не превращается в торговлю собственной душой и телом. Здесь царит красота грязная, поверхностная, играющая на инстинктах.

Мюзиклы особенно популярны в трудные моменты жизни общества, когда у людей сильна потребность встряхнуться и зарядиться оптимизмом, веселой энергетикой яркого музыкального действа. Легкая музыка, яркие костюмы заставляют забыть о жестокой повседневности и хотя бы помечтать о том, что может быть. Не случайно Борис Фокша называет свой спектакль антикризисным – он получился ярким и неожиданно смелым: откровенны наряды девушек, все динамично, живо, шокирующе и в то же время интеллигентно. Это важный опыт для молодых актеров и музыкантов. В таком тесном сотрудничестве мы видим их в Молдове впервые. И впервые у нас появился полноценный мюзикл с авторской музыкой опытного джазового композитора. Джаз как активный элемент действия, как «живой участник» интриги, формирующий эмоции и пафосную канву действия, впервые получил равноправие с драматическим действием.

Но это повышает ответственность, ибо музыкальные спектакли – самые сложные и утонченные, тут любая неточность и недоработка заметны мгновенно. В молдавской версии «Кабаре» много удач, но есть и проблема – неопытность исполнителей. Обычно мюзиклы ставит специально обученная труппа, которая именно на них и специализируется. Драматическим актерам такой опыт надо наработать, и тут поможет время. Молодые актеры «Лучафэрула» неплохо поют и танцуют, им явно интересно работать в неожиданном амплуа, и поскольку Фокша и Бурлаку собираются еще ставить мюзиклы, опыт у них появится, тем более, что основы заложены всерьез.

Интересно решены костюмы, подчеркивающие разнородность провинциальных девушек. Особенно хороша Паулина Завтони в роли эффектной Вирджинии. Смелая, в короткой юбке, на каблуках, сексуальная, она влюблена в молодого конферансье.

Пауль, конферансье, самый мюзик-холльный персонаж в талантливом исполнении Владимира Исака. Он сразу «берет» сцену, на которой он — мачо, красавец, его обожают женщины. Но в жизни он слаб, беспомощен, судьба играет им и преподносит неприятные сюрпризы. Такова судьба многих жертв Кабаре. Очень удачный образ и верное актерское решение. Как всегда, хороша Стела Мьерлэ в роли главной героини. Она певица, актриса, влюбленная в саксофониста, хотя ей предлагаются варианты богатого покровительства. Она мечтает о карьере, попадает на Бродвей, но затем возвращается к любимому в Джексонвилль. Стела хороша в откровенных нарядах, удачно подчеркивающих фигуру. Она в меру эротична, тонка, красива и, наконец, любима! Но она не сразу понимает суть любви, поначалу мечтая о славе и больших деньгах. Актриса - персонаж раздвоенный, подверженный соблазнам, но по сути глубоко чувствующий, потому избирающий истинный путь.

Красив и благороден Вачеслав Мереуцэ в роли большого и доброго, задумчивого, меланхоличного, глубокого саксофониста-композитора.

Особо хочется отметить хореографа Александра Войтенко, придумавшего танцевальный стиль, проработавшего язык жестов спектакля до мельчайших деталей. Особо удался номер «Деньги», где девочки неожиданно обрядились в костюмы милитари, а молодой актер Серджиу Плынгэу эффектно изобразил элегантного миллионера, бросающего деньги направо и налево.

В заключение хочется добавить, что Борис Фокша, режиссер спектакля, был назначен Министром культуры в новом правительстве Молдовы.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.