РОССИЙСКИЙ ТЕАТР: ИНФОРМАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

СВЕЖИЙ НОМЕР

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Дорогие друзья!

Вот и еще один год остается позади, и мы вступаем в новый с надеждами, планами, но и вполне понятной тревогой: каким он будет? что принесет?

По Восточному гороскопу наступает год Зеленой Змеи, и если к зеленому цвету большинство из нас привыкло относиться с верой, что все желанное сбудется так же естественно, как весеннее появление первых, свежих травы и листьев, то образ змеи внушает вполне понятные опасения: укусит или проползет мимо?

Но оставим в стороне эти размышления. Наступают любимые праздники — Рождество Христово и Новый год. Города уже украшены наряженными елками, разноцветными огоньками, сверкающими подсветками, напоминая, что мы уже на пороге грядущего года. Это во многом создает особое настроение: мы ждем объявленных и еще неизвестных нам премьер в театрах страны, фестивалей, лабораторий, юбилейных дат артистов всей России, выставок, открытий новых имен. И, конечно, наступающий год станет периодом интенсивной подготовки к главному событию театрального сообщества — его юбилейной даты, которая будет широко праздноваться в 2026-м, но потребует серьезной, по-настоящему творческой подготовки. Очень хочется, чтобы эта дата стала праздником не только для творцов, но и для зрителей, заполняющих каждый вечер малые и большие залы театров в самых разных уголках страны...

Номер, который перед вами, завершает не только 2024 год, но и оставшуюся уже позади половину театрального сезона. Множество событий подарили всем нам осень и начало зимы: рассказать обо всех невозможно, но нашим авторам, как представляется, удалось написать о том, что было значимо не только для определенного города, но и для многих регионов. Фестивали и лаборатории собирали участников из разных точек, объединяли их, давали возможность зрителям взглянуть на то, как протекает театральная жизнь далеко от места их обитания, какие новые имена появляются, какие давно знакомые продолжают приносить радость своим мастерством.

И это — наш все-таки самый главный праздник — Театр, который всегда с нами и приносит целую палитру эмоций: от волнения, соучастия в происходящем, до разочарований. Ведь и они снова и снова приводят нас в зрительный зал в ожидании чуда.

С наступающим годом, дорогие друзья! Пусть он будет добрым, плодотворным, счастливым. И, конечно, одарит всех здоровьем!


Ваша Наталья Старосельская

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

В России

Фестивали

Любительские театры России

Премьеры Москвы

Гастроли

Лица

Тайны профессии

Выставки

Портрет театра

Мир музыки

Мир кукол

Вспоминая

Юбилей

Скорбная весть

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Сегодня Римасу Владимировичу Туминасу могло бы исполниться всего лишь 73 года...

Театральный мир до сих пор с нескрываемой болью не может смириться с потерей человека такого невероятного масштаба...


Этери Кекелидзе:

"Когда мы оплакиваем уход в мир иной Мастера, то оплакиваем и себя — скорбим о невозможности встретиться с ним в зрительном зале, увидеть его новые работы, узнать, что его волнует… Но остается наша память, а память об ушедших, в том числе и с театральной сцены, бессмертна — пока мы помним о пережитом в зрительном зале счастье встреч с его искусством.…

Спасибо подруге-коллеге — прислала мне ссылку на любимую песню Римаса Туминаса: «Послушай!»

Конечно, я послушала, и теперь у меня в ушах все время звучит эта песня Булата Окуджавы, которую пела Елена Камбурова, и которую на юбилей Римаса спели его коллеги, актеры Вахтанговского театра — спели трепетно и нежно, бережно и пронзительно, передавая друг другу поэтические строки осторожно, словно новорожденного ребенка:

После дождичка небеса просторнее,

Голубей вода, зеленее медь.

В городском саду флейты да валторны,

Капельмейстеру хочется взлететь…

О чем думал Римас Туминас, элегантный красавец, ироничный и вежливый, с ослепительной летящей улыбкой, всегда готовый к любому разговору, уверенный и вечно сомневающийся, прославленный мастер театра во всех городах и весях, знающий цену себе и тому, что он сделал — о чем он думал, слушая эту протяжную, минорную, красивую и грустную песню? Все знали о его страшной болезни, он и не скрывал ее, приговаривая, что не надо ни с ней, ни с обстоятельствами бороться — нужно просто не сдаваться. И десять лет не сдавался, создавая один за другим театральные шедевры… О чем он думал, слушая эту песню? Почему именно она так легла ему на душу, что весь театр знал: она его любимая? И актеры из любви к своему Мастеру исполнили ее как маленький спектакль, и теперь она живет на просторах Интернета.

Как живет в виртуальном пространстве и сам Римас Туминас — многочисленными интервью с ним Интернет заполнен — федеральные и нефедеральные российские каналы и иностранные телепрограммы дают любому человеку возможность увидеть и ...

Сегодня мы вспоминаем народного артиста РФ Бориса НЕВЗОРОВА... Ему могло бы исполниться 75 лет. 

Его фильмография настолько обширна, что могла бы занять несколько страниц, но важны не названия, - важнейшим здесь остается масштаб: от деревенского мужика до генерала; от следователя до заместителя генерального прокурора; от интеллигента до вполне рядовой, не обремененной интеллектом личности...

В каждом из созданных образов Борис Невзоров был абсолютно естественным, достоверным, привлекая зрителей исключительным талантом. И, конечно, яркой фактурой - черты его лица словно вылеплены искусным скульптором, выразительный голос, стать и... то, чего нам так недостает сегодня: мужская сущность, манера держаться, ощутимая сила духа, творческого и личностного.

Борис Георгиевич родился в станице Староминской Краснодарского края. Окончил Школу-студию МХАТ (курс В.К.Монюкова). Играл сначала в астраханском ТЮЗе, потом в московском Новом драматическом театре, Театре им. Моссовета, Театре им. Н.В.Гоголя, Драматическом театре им. К.С.Станиславского, где исполнил ряд центральных ролей в постановках по современной и зарубежной драматургии.

В 2005 году Борис Невзоров вступил в труппу Малого театра, где сыграл множество значимых ролей. Это и Василий Шуйский в спектакле «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского, Чубуков в «Свадьба, свадьба, свадьба!» по А.П.Чехову, Сатана в «Дон Жуане» А.К.Толстого, Ванюшин в постановке «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова, Неизвестный в «Маскараде» М.Ю.Лермонтова, Эрнст Генрих Эрнести, прозванный Эйнштейном по Ф.Дюрренматту. А роль брутального судьи Ляпкина-Тяпкина в «Ревизоре» Н.В.Гоголя принесла артисту премию правительства РФ.

В 2017 г. Борис Георгиевич получил роль, о которой мечтал долгие годы, – короля Лира в одноимённой трагедии У. Шекспира.Местами грубое, достаточно дерзкое слово как будто слилось с образом этого мощного, темпераментного Лира, решившего, как сказали бы мы сегодня, на эксперимент...

Из интервью Ладе Акимовой: "...Чем больше я читал, изучал всё, что касается «Короля Лира», тем больше понимал, что произведение сложное, запутанное, неоднозначное, а где-то и несовершенное – не совсем понятно, один человек написал его или десять, всё какими-то разрозненными кусками, которые п...

Сегодня 80 лет исполняется народному артисту РФ Максиму Исааковичу Дунаевскому!

Мы от всей души поздравляем любимого композитора и публикуем часть поздравительного очерка режиссера Марка Розовского, полную версию которого вы совсем скоро сможете прочитать в нашем январском номере.

«...Максиму повезло — в Московской консерватории он учился по классу композиции у блестящих педагогов — Кабалевского, Шнитке, Хренникова… Уже одно это о чем-то говорит!.. Конечно, генетика сделала свое дело, но студент М.Пашков (фамилия мамы) доказал уже в те годы свою незаурядность. Во-первых, надо было освоить в совершенстве рояль. Профессиональная беглость пальцев по клавиатуре столь свободна и заразительна, что ему могут позавидовать любые виртуозы фортепьянного исполнительства. Во-вторых, общая музыкальная культура благодаря педагогам и его собственному увлечению разнообразием сложнейших музыкальных форм подвигли юного Максима на сочинительство самого высокого уровня. Именно поэтому, наверное, на свой вопрос педагогу Шнитке: - Как сочинить хорошую музыку? Педагог улыбнулся ученику и ответил: - Как хочешь!!! Только став Мастером, студент М. Пашков принял фамилию отца и стал зваться — композитор Максим Дунаевский. Тут-то мы и познакомились. Он, будучи еще консерваторцем, то есть 60 с лишним лет назад (!), пришел в эстрадную Студию МГУ «Наш дом» на должность музыкального руководителя, сел за рояль и стал сразу чисто по-моцартиански сочинять, играть, петь, аккомпанировать, аранжировать, в общем, делать свое дело, которым, впрочем, он с блеском занимается по сей день».

Сегодня юбилей у народного артиста РФ Валерия Александровича Баринова!

Он просто должен был родиться Артистом с большой буквы. Его невероятный темперамент, азарт в работе, а главное — талант не просто примерить «на себя», а глубоко проникнуть в «нутро» каждого своего героя, будь он высоким или низким в своих устремлениях и поступках.

Скольких же человеческих характеров, судеб прожил этот замечательный, покоряющий артист на сценах театров, где играл в разные годы, на экранах кинотеатров и домашних телевизоров, к которым мы приникали, зная твердо одно: если Валерий Баринов занят даже в нескольких эпизодах довольно слабого по сюжету фильма или сериала, мы непременно увидим и оценим глубину характера этого персонажа. Такой магнетической, притягательной силой обладает эта уникальная личность!

Перечислять роли Валерия Александровича Баринова, начиная с дебютных в Ленинградском театре имени А.С. Пушкина (ныне — Александринского), завершая сегодняшними на сцене Московского ТЮЗа, просто невозможно. Особенно, если вспоминать работы на подмостках московских Центрального академического Театра Советской Армии, Театра имени А.С.Пушкина, Малого театра — ведь буквально каждая из них одаривала как искушенных, так и неискушенных зрителей ощущением проникновения в самую глубину характера того или иного персонажа. Каждый из них заставлял всерьез «думать, чувствовать, страдать» еще долго после окончания спектакля.

И невозможно не сказать о выдающемся таланте Валерия Баринова — мастера художественного слова. Именно так, почти забытым ныне определением, необходимо назвать этого артиста, обладающего выразительным голосом и умеющего органично соединить мысль и чувство поэта с собственными, рождая на наших глазах чудо прикосновения к нерушимой связи времен…

Дорогой Валерий Александрович! Мы от всей души поздравляем Вас с юбилеем, хотя в серьезную дату поверить невозможно — столько в Вас энергии, азарта, готовности к новым и новым достижениям, молодости души. Будьте здоровы и счастливы на радость Вашим многочисленным поклонникам, которым так дороги Ваш талант и прекрасные человеческие качества!

Мы любим Вас!

Сегодня, 11 января, исполнилось бы 80 лет народному артисту РСФСР Георгию ТАРАТОРКИНУ...


Вспоминает главный редактор журнала Наталья Старосельская:

«...Георгий Тараторкин. Само звучание его имени заставляет вернуться в 60-е годы прошлого столетия, когда не только для моих ровесников, но и для искушенных театралов он стал кумиром. Можно ли без этого «прошлого» оценить в полной мере все, что происходило позже? Каждое воспоминание о Подхалюзине в спектакле Льва Додина «Свои люди — сочтемся», о Виталике Ромадине в спектакле Зиновия Корогодского «Тебе посвящается», это не только личная судьба артиста, но и взросление его зрителей. Вместе с ним, словно раскрывающийся бутон цветка, раскрывалось и восприятие тех, кто внимал его героям.


Даже по простому перечислению ролей, которые выпали на долю Георгия Тараторкина в ТЮЗе Корогодского, можно судить о стремительном духовном росте, об интенсивном процессе накопления, что происходил в молодом совсем человеке. Гамлет, Борис Годунов, Подхалюзин, Петр Петрович Шмидт… ...Зрительный зал не просто влюблялся в Петра Петровича Ш...

10 января ушла из жизни Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ, яркая, любимая многими актриса театра и кинематографа. Она была замечена и отмечена уже в первых работах, сыгранных после окончания ГИТИСа, мастерской Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова, на сцене «Современника» и студии «Современник 2», после чего талант актрисы раскрывался каждый раз глубже, объемнее в спектаклях МХТ им. А.П. Чехова. Этот театр оставался ее домом на протяжении десятилетий, за которые актриса сыграла множество главных и второстепенных ролей, мастерски интерпретируя даже небольшую роль как главную.

Среди самых запомнившихся можно назвать Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Нину Заречную в «Чайке», Софью, а затем Лизу в «Горе от ума», Констанцию Вебер в «Амадее», Улиту в «Лесе»; Феклу Ивановну в «Женитьбе» и еще многие другие.

Кинозрители, как и ценители сериалов полюбили Евгению Добровольскую по таким работам, как Ирина Артеньева («Моозунд), Алла («На тебя уповаю»), Люба («Механическая сюита»), Марго Вауа («Королева Марго»), Анна Владимировна («Небесный суд»), Евгения Райская («Самара») и другим.

Но, наверное, у значительного числа поклонников Евгении Добровольской останется в памяти фильм «Артистка», в котором она с редкостным мастерством, проникновенностью и глубиной воплотила образ, прямо противоположный по сложившимся обстоятельствам своей судьбе – невостребованной актрисы, одинокой женщины, обреченной нести свой крест призвания и уже потерявшей веру в то, что чудо когда-нибудь сбудется. И невозможно забыть финал этого фильма: мы видим обольстительную, кокетливую, счастливую женщину в самый пик разочарования жизнью получившей вымечтанную роль королевы Гертруды в «Гамлете». Загримированная, одетая, готовая к долгожданному творческому испытанию, она сидит перед зеркалом в ожидании начала спектакля, до которого остаются считанные минуты…

Такой и останется в памяти многих Евгения Добровольская – прекрасная артистка, одна из ярчайших представительниц своего поколения.

9 января 2025 г. на 67-м году ушел из жизни директор Ярославского театра кукол, выдающийся деятель театрального искусства, заслуженный работник культуры РФ Дмитрий Ардальонович Стрекалов.

«Его жизнь была неразрывно связана с театром: 46 лет он посвятил служению искусству, из которых 34 года руководил Ярославским театром кукол, проявив себя как блестящий организатор и талантливый управленец. Его деловые и профессиональные качества высоко ценились всем театральным сообществом.

Дмитрий Ардальонович обладал глубокими знаниями и опытом. За свою многолетнюю плодотворную работу Дмитрий Ардальонович Стрекалов был удостоен высоких наград: Почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», Благодарности Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Почетного знака Святого Луки «За развитие искусств» Губернатора Ярославской области, Медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетным знаком города Ярославля II и III степени, а также Медали «За труды во благо земли Ярославской» II и I степени.

Светлая память о Дмитрии Ардальоновиче Стрекалове навсегда сохранится в сердцах его коллег, друзей и всех, кто знал и ценил его вклад в развитие театрального искусства. Выражаем глубокие соболезнования родным и близким», — поделились своим несчастьем коллеги в социальных сетях.

Редакция журнала «Страстной бульвар, 10» выражает свои самые искренние соболезнования близким, друзьям и коллегам Дмитрия Ардальоновича и скорбит вместе с ними...

20 декабря ушел из жизни Валерий Николаевич ЯКОВЛЕВ, советский, российский и чувашский театральный актер и режиссер, сценограф, переводчик, педагог. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова и Государственной премии РФ. Почетный гражданин Чувашской Республики. В первое десятилетие наступившего века Валерий Николаевич избирался секретарем Правления Союза театральных деятелей Российской Федерации, председателем Правления Союза театральных деятелей Чувашии.

Два образования — актерское и режиссерское — позволили Валерию Яковлеву не только развить и обогатить дарованный природой талант, но и воспитать уникальную труппу, которой под силу оказывалось очень многое в богатом репертуарном и жанровом разнообразии, увлекавшего артистов решением каждого образа, досконально разобранного Яковлевым. Сам Валерий Николаевич был ярким, самобытным артистом: зрители и поклонники старших поколений помнят многие его роли, те же, кто моложе, вряд ли смогут забыть те, что посчастливилось увидеть в 80-90-х годах, когда Валерий Яковлев был сосредоточен почти исключительно на режиссуре. Азамат из «Тудимера» Я.Ухсая, Аскольд в «Именем твоим» П.Афанасьева, великий князь Владимиро-Суздальского княжества в «Плаче девушки на заре» Н.Сидорова...

Валерий Яковлев был режиссером мудрым: понимал, что артисты разных поколений должны пройти через национальную, русскую и зарубежную классику, чтобы осознать и прочувствовать связи мировой культуры, потому в репертуаре Чувашского драматического театра им. К.В.Иванова, которым он руководил, кроме привлекательных для публики произведений национальных драматургов, шли такие спектакли, как «Деньги для Марии» по В. Распутину «Тихий Дон» по М. А. Шолохову, «Виндзорские проказницы» У. Шекспира, «Арлезианка» А. Додэ, «На дне» М. Горького, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Идиот» по Ф. М. Достоевскому...

На многих фестивалях высших наград был удостоен спектакль «Ежевика вдоль плетня» Б. Чиндыкова, в котором органическое сочетание реальности, мистики, национальных чувашских мотивов, мифов рождало незабываемое ощущение причастности и ответственности за мир, в котором мы живем.

... Всего несколько месяцев наза...

4 декабря, можно смело сказать, весь театральный мир отмечает 85-летний юбилей Алексея Вадимовича Бартошевича, выдающегося ученого, известного театроведа, блистательного педагога, лектора, сумевшего не просто открыть для широкого читательского круга даже тех, кто не причастен к театру, мир Шекспира, а отворить дверь в сложный, противоречивый космос создателя хроник, трагедий, комедий.

Человек энциклопедических знаний, тонко чувствующий все оттенки этики и эстетики театрального искусства, Алексей Вадимович Бартошевич помог многим актерам, режиссерам, искусствоведам проникнуть в тайны творчества человека, о котором до сей поры ведется спор: был ли он на самом деле или кто-то скрывался под этим, покорившим весь мир именем? Вероятно, по той простой причине, что был и остается погружен не в вымыслы, разгадки которым все равно не найти, а в волшебную силу творчества, способного заставить любого читателя или зрителя думать, испытывать яркие чувства, сопереживать, негодовать, проливать слезы от сострадания или - от смеха над шекспировскими персонажами. Хотя хроники и трагедии Шекспира вызывают в нас значительно больше ощущения сходства эпох и характеров, чем комедии. А так ли это?..

Почти десятилетие назад Алексей Вадимович в одном из интервью дал, как представляется, исчерпывающее определение комедиям великого англичанина, которое может быть особенно полезным сегодняшнему театру: «Замечательных постановок трагедий можно насчитать гораздо больше, чем cтоль же замечательных постановок комедий. Какая-то стена стоит между нами и шекспировскими комедиями, какая-то непреодолимая дистанция между нашим миром и фантастическим, лучезарным миром комедий Шекспира, между современными людьми и этими диковинными существами, которые смотрят на нас по ту сторону разделяющей нас дистанции. Нам трудно бывает ощутить в шекспировских героях с их радостью, открытостью миру, людей, похожих на нас самих... Мы любуемся их радужными одеждами, но нам и в голову не приходит допустить, что это и есть мы сами».

Дорогой Алексей Вадимович! Спасибо Вам за то, что учите нас заглядывать глубже и пристальнее, обдумывать не наспех, чувствовать точнее! Будьте здоровы! От всей души желаем Вам удачи во всем, спектаклей, которые з...

Поздравляем с юбилеем режиссера Бориса Афанасьевича МОРОЗОВА!

Как немногие сегодня, Борис Морозов умеет прочитывать произведения русской и мировой классики, не переодевая персонажей, не навязывая им сегодняшней «облегченной», порой невнятной интонации, не допуская вставок, провоцирующих на зрительскую смеховую реакцию. Наследник традиций Алексея Дмитриевича и Андрея Алексеевича Поповых, он твердо верит в то, что смысл, заложенный в классическое произведение, остается не просто вечным, а все более внятным с течением времени для его современников, сегодняшних артистов и зрителей.

Борис Афанасьевич Морозов полон сил, энергии, поистине рыцарского отношения к Театру, а потому пожелать ему в юбилейные дни можно и нужно только одного: еще долго оставаться таким. Человеком, свято хранящим в наше непростое время традиции русского психологического театра. Здоровья, успехов во всех начинаниях, сил и радости творчества!

Сегодня, 9 ноября, режиссеру, педагогу, художественному руководителю театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгению Борисовичу Каменьковичу исполняется 70 лет. 


Его учителем по мастерству актера был в ГИТИСе Владимир Андреев, а позже – по мастерству режиссера Андрей Гончаров и, можно с уверенностью сказать, что в творчестве и педагогической деятельности Евгения Каменьковича органически сошлись три школы, словно три ствола дерева из одного корня: Андреева, Гончарова и Фоменко.


Через год после окончания режиссерского факультета ГИТИСа он начал преподавательскую деятельность: сначала в актерско-режиссерской мастерской Анатолия Васильева, затем в мастерской Петра Фоменко; руководил актерским курсом в Школе-студии МХАТ, вернулся в ГИТИС-РАТИ и выучил многих артистов, приобретших известность в театре и кино ХХI века.


Спектакли Евгения Каменьковича пользовались заслуженным успехом у зрителей разного возраста в московских театрах имени Вл.Маяковского, Сатиры, «Эрмитаже», Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, в Школе-студии МХАТ, включая спектакли Американской студии, а также в Калифорнии, Лондоне. Особую страницу в творчестве Евгения Каменьковича составили его спектакли в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова: «Затоваренная бочкотара» В. Аксёнова,«Учитель русского» А.Буравского, «Искусство» Я. Реза, «Любовь как милитаризм» П. Гладилина.


Широко известна мысль Каменьковича о необходимости проповедовать в театре идею «общества взаимного восхищения», которая способна объединить сцену и зал в едином ощущении эмоций и порождающих их размышлений о собственной жизни. Этому драгоценному уроку своих великих учителей Евгений Каменькович остается верен и учит следующие поколения будущих режиссеров следовать этой идее.


Мы от души поздравляем юбиляра и желаем ему сил, энергии, вдохновения на долгие годы!

6 ноября, на 77-м году ушел из жизни главный художник Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова, заслуженный деятель искусств РФ, народный художник Татарстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая, член Союза художников РФ, член Союза театральных деятелей РФ Александр Михайлович ПАТРАКОВ.


Талантливый художник, один из лучших сценографов страны, Александр Патраков работал художником-постановщиком и главным художником в театрах Челябинска, Новокузнецка, Куйбышева, Ярославля, Читы, Ростова-на-Дону. Тридцать лет, с 1994 года, он служил Казанскому академическому русскому Большому драматическому театру им. В.И. Качалова.


Жизнь Александра Патракова – это более 50 лет творчества, это 120 спектаклей по произведениям русской, мировой и современной драматургии, это почти десяток выставок, это сотни восторженных отзывов зрителей и высоких оценок авторитетнейших искусствоведов.


Работая всю творческую жизнь в тандеме с режиссером Александром Славутским, Александр Патраков выступал в его спектаклях полноправным соавтором постановки. Гармонично сочетая в своем творчестве традицию и новаторский поиск, его сценография несет в себе мысль, идею, вбирая индивидуальности режиссера и драматурга, в ней органично сочетаются живописность и конструктивность, метафоричность и узнаваемость бытовых деталей.


<...

Сегодня мы поздравляем с юбилеем Юрия Николаевича Погребничко!

Режиссер, создатель Московского театра «Около», он вложил в это слово поистине философский смысл, позволяющий воспринимать его достаточно широко и разнообразно.

О своем уникальном театре, который, по мнению многих, схож к некоей духовной общностью, он говорил в одном из давних интервью: «Наш театр – это же не какое-то сверхъявление, мы же не прилетели откуда-то. Мы из этих же галактик, из этих миров. Я думаю, каждый человек может это воспринимать. Но будет ли он это воспринимать, это другой вопрос. Собственно, искусство должно выбить человека из его роли, хотя бы на время. Тем самым оно его на это время делает человеком. То есть таким субъектом, существом, которое смотрит шире, чем ему внушили».

Эстетика Юрия Погребничко кого-то завораживает, кого-то настораживает, но никого не оставляет равнодушным. Когда-то в Театре на Таганке Погребничко ассистировал Юрию Любимову в постановке «Преступления и наказания» по Ф.М. Достоевскому, «Трех сестер» А.П. Чехова, играл в спектаклях «Послушайте!» и «Перекресток». И что-то из эстетических воззрений Любимова почти неуловимо ощущается в почерке Погребничко, хотя спектакли Юрия Николаевича по праву принадлежат вот уже много десятилетий к разряду самых оригинальных в современном театре.

Придумывая своим спектаклям необычные названия – «Я играю на танцах и похоронах» («Старший сын»), «Отчего застрелился Константин» («Чайка»), «Нужна трагическая актриса» («Лес»), «Странники и гусары» – режиссер соединяет в них нередко несоединимое, создавая таким образом некую реальность «трагического балагана», в котором, по сути, мы все обретаемся. Ненавязчиво, без какой-либо доли морализаторства, Юрий Погребничко «выбивает человека из его роли», добровольно принятой на себя или навязанной. И этим создает высокое, уникальное искусство, которое так дорого и ценимо многочисленными поклонниками юбиляра и его театра.

Дорогой Юрий Николаевич! Будьте здоровы, благополучны, мы всегда с нетерпением ждем Ваших новых работ, чувствуя себя не только ОКОЛО, но и в ВНУТРИ созданного Вами волшебного мира театра.

21 октября 2024 года Союз театральных деятелей Российской Федерации открывает прием заявок на конкурс спектаклей в рамках проекта «Золотой фонд театральных постановок России». Проект приурочен к празднованию 150-летия СТД РФ в 2026 году.

К участию приглашаются профессиональные театры, в том числе независимые театральные проекты всех субъектов Российской Федерации. Ограничений по форме и жанру спектаклей нет. Главное условие – они должны быть включены в текущий репертуар участников конкурсного отбора.

В результате анализа и оценки заявок компетентное жюри, состоящее из авторитетных деятелей искусства, культуры, телевидения и масс-медиа, а также специалистов по театральному искусству, выберет 100 лучших постановок, которые отражают традиционные духовно-нравственные ценности и формируют общероссийский культурный код. Отобранные работы станут частью «Золотого фонда» и будут награждены памятными сертификатами.

Для участия в конкурсе театры должны подать заявку на официальном сайте СТД РФ, указать в ней информацию о постановке и о театре и приложить ссылку на черновую или официальную видеозапись спектакля.

Заявки принимаются до 15 ноября 2024 года.

Подробности и ссылка на регистрацию: https://grant.stdrf.ru/project/103

Время приема заявок: с 21 октября по 15 ноября 2024 года (включительно)


Сегодня отмечает внушительный юбилей Олег Валерианович Басилашвили!

"...Труппа, собранная и взлелеянная «добровольной диктатурой» Г.А. Товстоногова, была ансамблем исключительных талантов. Главному режиссеру требовался не стандартный набор амплуа, не комики и субретки, не социальные герои или неврастеники, а артисты, способные «звучать», словно оркестр первостатейных солистов. Полифония создавалась незаурядными личностями.

В этом многоголосии Олег Басилашвили был незаменим. Мастер сказал ему в начале их совместного пути, удержав от поспешного ухода: «Олег, вы мне нужны». И не обманул. Весь товстоноговский период — тридцать три года! — для артиста находились роли, в которых его индивидуальность преображалась самым неожиданным образом.

Не секрет, что театралы ласково называют его Басик. А коллеги — дружески и почтительно — Бас.

Он стал Басом, как и положено обладателю глубокого и мощного дарования, занял лидирующие позиции, не избегая, условно говоря, ни теноровых, ни баритональных партий. В этом оркестре диапазон «первых скрипок» ничем не ограничивался. При том, что тембр и интонации собственного голоса Басилашвили узнавались мгновенно. С годами оттенки менялись, мягкая бархатистость порой перебивалась вкраплениями металла. Избранным персонажам артист дарил властные ноты.

Мужской состав труппы был мощным, ни один артист не заслонял и не повторял другого, чем, кстати, и достигалась объемность звучания спектаклей. Большой драматический, созданный Товстоноговым, отличался от других тем, что жизнь артиста состояла не из ролей, а из спектаклей. Выстраивая линию жизни БДТ, режиссер создавал биографию Олега Басилашвили.

... В поле внимания кинозрителей артист попал не сразу, хотя питерский люд мгновенно узнавал его и запоминал даже в небольших ролях, как, скажем, в «Гранатовом браслете» или в «Старшей сестре». Интеллигентность и мхатовская школа, востребованные сценой, нуждались в понимающем взгляде. И все же кинематограф сумел взять реванш. С легкой руки Никиты Михалкова, нашедшего для Басилашвили роль в «Рабе любви», а потом и эпизод в фильме про Обломова. Что еще раз подтверждает истину: решает не объем роли&#...

25 сентября актеру, режиссеру, педагогу, художественному руководителю Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, автору инсценировок, переводчику, профессору Чувашского государственного института культуры и искусства, заслуженному деятелю искусств Чувашской АССР, заслуженному деятелю искусств РСФСР, народному артисту СССР Валерию Николаевичу ЯКОВЛЕВУ исполняется 85 лет.

Мастер большого таланта, человек покоряющего обаяния, опытный педагог, Валерий Яковлев, проработав на сцене артистом, познав все тонкости профессии, стал поистине выдающимся режиссером. Его спектакли, начиная с одного из первых, «Свет далекого счастья» А. Тарасова, постоянно покоряли зрителей на многих Международных театральных фестивалях выразительным сочетанием метафоричности и психологизма, национального и общечеловеческого.

«Варвары» и «На дне» М. Горького, «Власть тьмы Л.Н. Толстого, «Идиот» по Ф.М. Достоевскому, «Айдар» П. Осипова, «Ежевика вдоль плетня» Б. Чиндыкова, «Плач девушки на заре» Н. Сидорова вошли по праву в золотой фонд истории отечественного театра, оставив незабываемое впечатление зрителей.

Мы от всей души поздравляем Валерия Николаевича с юбилеем, благодарим его за интерес и внимание к нашей работе и надеемся на новые встречи с его замечательными работами!

«С прискорбием сообщаем, что сегодня ночью скоропостижно скончался главный художник театра «Эрмитаж» Евгений Максович Добровинский, — написано на официальном сайте театра. — Каллиграф, дизайнер, педагог, коллега и друг».

После окончания Московского полиграфического института Евгений Максович жил и работал в Израиле. Преподавал каллиграфию в Высшей академической школе графического 1980-х годов работал в театре «Эрмитаж», создавая афиши к постановкам.

Евгений Добровинский — один из самых ярких и авторитетных мастеров российского графического дизайна. Cреди главных наград: Гран-при на Международной биеннале графического дизайна в Брно (1974); Серебряная медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге (1976); Серебряная медаль на Международной биеннале плаката в Варшаве (1978); Золотая медаль на Международной биеннале театрального плаката (Димитровоград, 1985); Гран-при на Международной музейной биеннале (Красноярск, 2001); Финалист (дважды) премии инновационного дизайна DIA (Москва, 2003). Выступал с лекциями и мастер-классами в Дзинтари (1979), Фрейбурге (1989), Стокгольме (1996), Харькове (2002). Персональные выставки в России (1978, 1987, 2001), Австрии (1988), Германии (1989,1990), Швеции (1990). Автор ряда художественных акций и перформансов.

Последнее время Евгений Максович работал над афишей к новому спектаклю Михаила Левитина «Веселая женщина»...

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования коллегам и близким людям артиста. Нам особенно горько сейчас — художник нашего журнала, Людмила Сорокина — ученица Евгения Максовича. Разделяем боль от ухода такого выдающегося человека со всеми, кому он был по-настоящему дорог...


Фото с официального сайта Театра «Эрмитаж»