Новостная лента

Поздравляем с юбилеем Алексея БАРТОШЕВИЧА!

4 декабря, можно смело сказать, весь театральный мир отмечает 85-летний юбилей Алексея Вадимовича Бартошевича, выдающегося ученого, известного театроведа, блистательного педагога, лектора, сумевшего не просто открыть для широкого читательского круга даже тех, кто не причастен к театру, мир Шекспира, а отворить дверь в сложный, противоречивый космос создателя хроник, трагедий, комедий.

Человек энциклопедических знаний, тонко чувствующий все оттенки этики и эстетики театрального искусства, Алексей Вадимович Бартошевич помог многим актерам, режиссерам, искусствоведам проникнуть в тайны творчества человека, о котором до сей поры ведется спор: был ли он на самом деле или кто-то скрывался под этим, покорившим весь мир именем? Вероятно, по той простой причине, что был и остается погружен не в вымыслы, разгадки которым все равно не найти, а в волшебную силу творчества, способного заставить любого читателя или зрителя думать, испытывать яркие чувства, сопереживать, негодовать, проливать слезы от сострадания или - от смеха над шекспировскими персонажами. Хотя хроники и трагедии Шекспира вызывают в нас значительно больше ощущения сходства эпох и характеров, чем комедии. А так ли это?..

Почти десятилетие назад Алексей Вадимович в одном из интервью дал, как представляется, исчерпывающее определение комедиям великого англичанина, которое может быть особенно полезным сегодняшнему театру: «Замечательных постановок трагедий можно насчитать гораздо больше, чем cтоль же замечательных постановок комедий. Какая-то стена стоит между нами и шекспировскими комедиями, какая-то непреодолимая дистанция между нашим миром и фантастическим, лучезарным миром комедий Шекспира, между современными людьми и этими диковинными существами, которые смотрят на нас по ту сторону разделяющей нас дистанции. Нам трудно бывает ощутить в шекспировских героях с их радостью, открытостью миру, людей, похожих на нас самих... Мы любуемся их радужными одеждами, но нам и в голову не приходит допустить, что это и есть мы сами».

Дорогой Алексей Вадимович! Спасибо Вам за то, что учите нас заглядывать глубже и пристальнее, обдумывать не наспех, чувствовать точнее! Будьте здоровы! От всей души желаем Вам удачи во всем, спектаклей, которые з...

Юбилей у режиссера Бориса МОРОЗОВА

Поздравляем с юбилеем режиссера Бориса Афанасьевича МОРОЗОВА!

Как немногие сегодня, Борис Морозов умеет прочитывать произведения русской и мировой классики, не переодевая персонажей, не навязывая им сегодняшней «облегченной», порой невнятной интонации, не допуская вставок, провоцирующих на зрительскую смеховую реакцию. Наследник традиций Алексея Дмитриевича и Андрея Алексеевича Поповых, он твердо верит в то, что смысл, заложенный в классическое произведение, остается не просто вечным, а все более внятным с течением времени для его современников, сегодняшних артистов и зрителей.

Борис Афанасьевич Морозов полон сил, энергии, поистине рыцарского отношения к Театру, а потому пожелать ему в юбилейные дни можно и нужно только одного: еще долго оставаться таким. Человеком, свято хранящим в наше непростое время традиции русского психологического театра. Здоровья, успехов во всех начинаниях, сил и радости творчества!

Юбилей у Евгения КАМЕНЬКОВИЧА!

Сегодня, 9 ноября, режиссеру, педагогу, художественному руководителю театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгению Борисовичу Каменьковичу исполняется 70 лет. 


Его учителем по мастерству актера был в ГИТИСе Владимир Андреев, а позже – по мастерству режиссера Андрей Гончаров и, можно с уверенностью сказать, что в творчестве и педагогической деятельности Евгения Каменьковича органически сошлись три школы, словно три ствола дерева из одного корня: Андреева, Гончарова и Фоменко.


Через год после окончания режиссерского факультета ГИТИСа он начал преподавательскую деятельность: сначала в актерско-режиссерской мастерской Анатолия Васильева, затем в мастерской Петра Фоменко; руководил актерским курсом в Школе-студии МХАТ, вернулся в ГИТИС-РАТИ и выучил многих артистов, приобретших известность в театре и кино ХХI века.


Спектакли Евгения Каменьковича пользовались заслуженным успехом у зрителей разного возраста в московских театрах имени Вл.Маяковского, Сатиры, «Эрмитаже», Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, в Школе-студии МХАТ, включая спектакли Американской студии, а также в Калифорнии, Лондоне. Особую страницу в творчестве Евгения Каменьковича составили его спектакли в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова: «Затоваренная бочкотара» В. Аксёнова,«Учитель русского» А.Буравского, «Искусство» Я. Реза, «Любовь как милитаризм» П. Гладилина.


Широко известна мысль Каменьковича о необходимости проповедовать в театре идею «общества взаимного восхищения», которая способна объединить сцену и зал в едином ощущении эмоций и порождающих их размышлений о собственной жизни. Этому драгоценному уроку своих великих учителей Евгений Каменькович остается верен и учит следующие поколения будущих режиссеров следовать этой идее.


Мы от души поздравляем юбиляра и желаем ему сил, энергии, вдохновения на долгие годы!

Не стало Александра ПАТРАКОВА

6 ноября, на 77-м году ушел из жизни главный художник Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова, заслуженный деятель искусств РФ, народный художник Татарстана, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая, член Союза художников РФ, член Союза театральных деятелей РФ Александр Михайлович ПАТРАКОВ.


Талантливый художник, один из лучших сценографов страны, Александр Патраков работал художником-постановщиком и главным художником в театрах Челябинска, Новокузнецка, Куйбышева, Ярославля, Читы, Ростова-на-Дону. Тридцать лет, с 1994 года, он служил Казанскому академическому русскому Большому драматическому театру им. В.И. Качалова.


Жизнь Александра Патракова – это более 50 лет творчества, это 120 спектаклей по произведениям русской, мировой и современной драматургии, это почти десяток выставок, это сотни восторженных отзывов зрителей и высоких оценок авторитетнейших искусствоведов.


Работая всю творческую жизнь в тандеме с режиссером Александром Славутским, Александр Патраков выступал в его спектаклях полноправным соавтором постановки. Гармонично сочетая в своем творчестве традицию и новаторский поиск, его сценография несет в себе мысль, идею, вбирая индивидуальности режиссера и драматурга, в ней органично сочетаются живописность и конструктивность, метафоричность и узнаваемость бытовых деталей.


<...

Юбилей у Юрия ПОГРЕБНИЧКО!

Сегодня мы поздравляем с юбилеем Юрия Николаевича Погребничко!

Режиссер, создатель Московского театра «Около», он вложил в это слово поистине философский смысл, позволяющий воспринимать его достаточно широко и разнообразно.

О своем уникальном театре, который, по мнению многих, схож к некоей духовной общностью, он говорил в одном из давних интервью: «Наш театр – это же не какое-то сверхъявление, мы же не прилетели откуда-то. Мы из этих же галактик, из этих миров. Я думаю, каждый человек может это воспринимать. Но будет ли он это воспринимать, это другой вопрос. Собственно, искусство должно выбить человека из его роли, хотя бы на время. Тем самым оно его на это время делает человеком. То есть таким субъектом, существом, которое смотрит шире, чем ему внушили».

Эстетика Юрия Погребничко кого-то завораживает, кого-то настораживает, но никого не оставляет равнодушным. Когда-то в Театре на Таганке Погребничко ассистировал Юрию Любимову в постановке «Преступления и наказания» по Ф.М. Достоевскому, «Трех сестер» А.П. Чехова, играл в спектаклях «Послушайте!» и «Перекресток». И что-то из эстетических воззрений Любимова почти неуловимо ощущается в почерке Погребничко, хотя спектакли Юрия Николаевича по праву принадлежат вот уже много десятилетий к разряду самых оригинальных в современном театре.

Придумывая своим спектаклям необычные названия – «Я играю на танцах и похоронах» («Старший сын»), «Отчего застрелился Константин» («Чайка»), «Нужна трагическая актриса» («Лес»), «Странники и гусары» – режиссер соединяет в них нередко несоединимое, создавая таким образом некую реальность «трагического балагана», в котором, по сути, мы все обретаемся. Ненавязчиво, без какой-либо доли морализаторства, Юрий Погребничко «выбивает человека из его роли», добровольно принятой на себя или навязанной. И этим создает высокое, уникальное искусство, которое так дорого и ценимо многочисленными поклонниками юбиляра и его театра.

Дорогой Юрий Николаевич! Будьте здоровы, благополучны, мы всегда с нетерпением ждем Ваших новых работ, чувствуя себя не только ОКОЛО, но и в ВНУТРИ созданного Вами волшебного мира театра.

СТД РФ объявляет о начале приема заявок на конкурс «Золотой фонд театральных постановок России»

21 октября 2024 года Союз театральных деятелей Российской Федерации открывает прием заявок на конкурс спектаклей в рамках проекта «Золотой фонд театральных постановок России». Проект приурочен к празднованию 150-летия СТД РФ в 2026 году.

К участию приглашаются профессиональные театры, в том числе независимые театральные проекты всех субъектов Российской Федерации. Ограничений по форме и жанру спектаклей нет. Главное условие – они должны быть включены в текущий репертуар участников конкурсного отбора.

В результате анализа и оценки заявок компетентное жюри, состоящее из авторитетных деятелей искусства, культуры, телевидения и масс-медиа, а также специалистов по театральному искусству, выберет 100 лучших постановок, которые отражают традиционные духовно-нравственные ценности и формируют общероссийский культурный код. Отобранные работы станут частью «Золотого фонда» и будут награждены памятными сертификатами.

Для участия в конкурсе театры должны подать заявку на официальном сайте СТД РФ, указать в ней информацию о постановке и о театре и приложить ссылку на черновую или официальную видеозапись спектакля.

Заявки принимаются до 15 ноября 2024 года.

Подробности и ссылка на регистрацию: https://grant.stdrf.ru/project/103

Время приема заявок: с 21 октября по 15 ноября 2024 года (включительно)


Юбилей у Олега Басилашвили!

Сегодня отмечает внушительный юбилей Олег Валерианович Басилашвили!

"...Труппа, собранная и взлелеянная «добровольной диктатурой» Г.А. Товстоногова, была ансамблем исключительных талантов. Главному режиссеру требовался не стандартный набор амплуа, не комики и субретки, не социальные герои или неврастеники, а артисты, способные «звучать», словно оркестр первостатейных солистов. Полифония создавалась незаурядными личностями.

В этом многоголосии Олег Басилашвили был незаменим. Мастер сказал ему в начале их совместного пути, удержав от поспешного ухода: «Олег, вы мне нужны». И не обманул. Весь товстоноговский период — тридцать три года! — для артиста находились роли, в которых его индивидуальность преображалась самым неожиданным образом.

Не секрет, что театралы ласково называют его Басик. А коллеги — дружески и почтительно — Бас.

Он стал Басом, как и положено обладателю глубокого и мощного дарования, занял лидирующие позиции, не избегая, условно говоря, ни теноровых, ни баритональных партий. В этом оркестре диапазон «первых скрипок» ничем не ограничивался. При том, что тембр и интонации собственного голоса Басилашвили узнавались мгновенно. С годами оттенки менялись, мягкая бархатистость порой перебивалась вкраплениями металла. Избранным персонажам артист дарил властные ноты.

Мужской состав труппы был мощным, ни один артист не заслонял и не повторял другого, чем, кстати, и достигалась объемность звучания спектаклей. Большой драматический, созданный Товстоноговым, отличался от других тем, что жизнь артиста состояла не из ролей, а из спектаклей. Выстраивая линию жизни БДТ, режиссер создавал биографию Олега Басилашвили.

... В поле внимания кинозрителей артист попал не сразу, хотя питерский люд мгновенно узнавал его и запоминал даже в небольших ролях, как, скажем, в «Гранатовом браслете» или в «Старшей сестре». Интеллигентность и мхатовская школа, востребованные сценой, нуждались в понимающем взгляде. И все же кинематограф сумел взять реванш. С легкой руки Никиты Михалкова, нашедшего для Басилашвили роль в «Рабе любви», а потом и эпизод в фильме про Обломова. Что еще раз подтверждает истину: решает не объем роли&#...

Юбилей у Валерия ЯКОВЛЕВА!

25 сентября актеру, режиссеру, педагогу, художественному руководителю Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, автору инсценировок, переводчику, профессору Чувашского государственного института культуры и искусства, заслуженному деятелю искусств Чувашской АССР, заслуженному деятелю искусств РСФСР, народному артисту СССР Валерию Николаевичу ЯКОВЛЕВУ исполняется 85 лет.

Мастер большого таланта, человек покоряющего обаяния, опытный педагог, Валерий Яковлев, проработав на сцене артистом, познав все тонкости профессии, стал поистине выдающимся режиссером. Его спектакли, начиная с одного из первых, «Свет далекого счастья» А. Тарасова, постоянно покоряли зрителей на многих Международных театральных фестивалях выразительным сочетанием метафоричности и психологизма, национального и общечеловеческого.

«Варвары» и «На дне» М. Горького, «Власть тьмы Л.Н. Толстого, «Идиот» по Ф.М. Достоевскому, «Айдар» П. Осипова, «Ежевика вдоль плетня» Б. Чиндыкова, «Плач девушки на заре» Н. Сидорова вошли по праву в золотой фонд истории отечественного театра, оставив незабываемое впечатление зрителей.

Мы от всей души поздравляем Валерия Николаевича с юбилеем, благодарим его за интерес и внимание к нашей работе и надеемся на новые встречи с его замечательными работами!

Меморандум о сотрудничестве между Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Кыргызстана

12 сентября в Санкт-Петербурге в рамках X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Кыргызстана.

С российской стороны меморандум подписал Председатель СТД РФ Владимир Машков, с киргизской – вице-президент СТД КР Галина Кетова. Целью меморандума является установление и развитие сотрудничества между Союзами в области культуры и просветительской деятельности.

Председатель СТД РФ Владимир Машков сказал: «У нас сегодня состоялось действительно историческое событие. Кыргызстан – это очень творческая земля. Когда я был совсем юным, мои родители работали в театре кукол, а город Бишкек тогда назывался Фрунзе. Тогда я получил свои первые впечатления о театре. А буквально через два года состоится 150-летие Союза театральных деятелей. В преддверии этого события мы подписали соглашение, и я надеюсь, что для нас будет очень много полезного: обмен опытом, мастер-классы, лучшие спектакли приедут из России в Кыргызстан и из Кыргызстана в Россию. Мы у начала большого и очень интересного этапа нашей жизни!»

Вице-президент СТД КР Галина Кетова рассказала о надеждах, которые возлагает на подписанный меморандум: «Это большой шаг в укреплении нашей дружбы и профессиональных взаимодействий. Очень надеемся, что Союз театральных деятелей Кыргызстана, который объединяет большую часть артистов, режиссеров, творческих людей, относящихся к театру, откроет для себя новые горизонты. У нас большие планы, и мы надеемся, что будем дальше дружить. Театр объединяет!»

Ранее в этот же день на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур прошла панельная дискуссия «Культурный суверенитет страны. Вызовы времени: осмысление, отношение, отражение» с участием Владимира Машкова. Дискуссия стала одним из мероприятий секции «Театр», кураторами которой выступают Председатель СТД РФ Владимир Машков и художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов.

Фото: Демьянчук Александр / ТАСС


Ушел из жизни заслуженный артист РФ Николай ЧУПРОВ

После продолжительной болезни на 80-м году жизни не стало Николая Евгеньевича ЧУПРОВА, заслуженного артиста РФ, ведущего мастера сцены Орловского государственного академического театра имени И.С.Тургенева, обладателя Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

Николай Евгеньевич был выдающимся провинциальным актером, следующим заветам русского театрального искусства, заветам М.С. Щепкина. Он прошел свой творческий путь от кружка «Художественное слово» при Курганском Дворце пионеров, руководимого актрисой редкого педагогического дарования Анной Лазаревной Шлейпак, до сегодняшнего дня служения сцене.

В его творческой биографии — работа в театрах Кургана, Нальчика, Самарканда, Целинограда, Петропавловска-Казахстанского. Общий стаж работы в театрах страны без малого 60 лет.

В труппу Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева Николай Евгеньевич Чупров вступил в феврале 1988 года уже опытным актером. На этой прославленной сцене, где играли великие М.С. Щепкин, Г.Н. Федотова, В.Н. Давыдов, М.Г.Савина и другие мастера, проявились мощь и многогранность таланта артиста. Живая органичность, природное обаяние и юмор, чувство стиля, импровизационность, способность раскрыть в комическом персонаже драматическую, а нередко и трагическую суть, чуть горьковатая ироничность, заостренность и гротесковость характеров, опирающаяся на внутреннюю правду — таковы черты его актерского облика. Чупров обладал прекрасным слухом, был музыкален, играл на различных музыкальных инструментах.

Особой страницей в творческой биографии артиста стали образы, созданные в комедиях А.Н. Островского: «Лес» — Петр Восмибратов, «Без вины виноватые» — Шмага, «На бойком месте» — Бессудный, «Доходное место» — Досужев. Одна из последних, ярких ролей Николая Евгеньевича — Фома Опискин в спектакле «Село Степанчиково» по повести Ф.М. Достоевского (режиссер А. Доронин).

Николай Чупров был известен в Орле не только как острохарактерный актер обширного репертуарного диапазона, тонкий и чуткий художник, обладающий безукоризненной логикой, знанием литературного и сценического материала, неизменный член Художественного совета Тургеневского театра, но и как отзывчивый на все творческие начина...

Не стало народного артиста РФ Алексея КУДИНОВИЧА

Ушел из жизни Алексей Сергеевич Кудинович. Народный артист РФ, всю свою творческую жизнь, 50 с лишним лет, посвятивший Малому театру. Он был яркой личностью, феноменально одаренным человеком. Получая новую роль, становился головной болью для режиссеров: спорил, выходил на сцену и — становился радостью для зрителей, наслаждением для театральных критиков, потому что его мастерством рождались настоящие шедевры.

Любая, даже незначительная, казалось бы, роль получалась у Кудиновича запоминающейся — сцена убийства безымянного слуги Корнуола производила не меньшее впечатление, чем гибель центральных героев «Короля Лира». Что уж говорить об одной из лучших работ актера — трагикомичном старце Богдане Курюкове. Этот колоритный персонаж появлялся на сцене единственный раз, но был одним из самых ярких в легендарном спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого.

Кудинович блистал в небольших ролях, но «эпизодником» он не был никогда. Важным событием в творческой биографии актера стали два героя русского классического репертуара — Самсон Большов («Свои люди — сочтемся!» А.Н.Островского) и Аким («Власть тьмы» Л.Н. Толстого). Драму Льва Толстого поставил Юрий Соломин, любивший работать с Кудиновичем и занимавший его в шести своих спектаклях. Алексей Сергеевич — из тех, кого в старину называли лицедеями. Он мог быть эксцентричным, трогательным, зловещим, смешным, добрым, надменным. Органичность и природный вкус не позволяли ему «перегибать палку». «Главное — мера», — таков был художественный принцип актера. Алексей Кудинович останется в памяти как парадоксальный, остроумный, ни на кого не похожий человек. Блестящий актер, одна из самобытнейших красок в богатой палитре Малого театра.

Светлая память и вечный покой!


Коллектив Малого театра


P.S. Редакция журнала «Страстной бульвар, 10» выражает свои самые искренние соболезнования близким людям и коллегам Алексея Сергеевича...


Фото с официального сайта Малого театра

Итоги третьего заседания экспертного совета «Драматический театр и театр кукол» Премии «Золотая Маска»

26 и 27 августа 2024 года в два этапа состоялось третье заседание экспертного совета «Драматический театр и театр кукол» Премии «Золотая Маска» в сезоне 2023-2024 под председательством Дмитрия Родионова. 

Учитывая большой объем рассматриваемых заявок, было принято решение выделить на заседание два дня. В режиме видеоконференции эксперты обсудили 114 спектаклей, с которыми ранее они познакомились по видеозаписям: в конкурсе спектаклей драматических театров – 90 спектаклей, в конкурсе спектаклей театров кукол – 20 спектаклей, в конкурсе «Эксперимент» – 4 спектакля. 

По итогам обсуждения и голосования экспертный совет определил 17 спектаклей, подлежащих просмотру непосредственно в театрах, на сценах их создания: в конкурсе спектаклей драматических театров – 13 спектаклей, в конкурсе спектаклей театров кукол – 3 спектакля, в конкурсе «Эксперимент» – 1 спектакль 

Всего по итогам трех уже состоявшихся заседаний экспертного совета «Драматический театр и театр кукол» в июне-августе 2024 года рассмотрено 223 спектакля: в конкурсе спектаклей драматических театров – 182 спектакля, в конкурсе спектаклей театров кукол – 35 спектаклей, в конкурсе «Эксперимент» – 6 спектаклей. 

Из общего числа рассмотренных спектаклей решением экспертного совета для очного просмотра рекомендовано 42 спектакля: в конкурсе спектаклей драматических театров – 33 спектакля, в конкурсе спектаклей театров кукол – 8 спектаклей, в конкурсе «Эксперимент» – 1 спектакль. 

Дмитрий Родионов прокомментировал текущую работу экспертного совета: «Очередное заседание совета прошло в формате видеоконференции, что позволило нам собраться и плодотворно поработать несмотря на августовские разъезды экспертов по стране. Радует, что в оценках мы часто совпадаем и разногласий не возникает, что, вероятно, закономерно, так как в совете собрались профессионалы, хорошо знающие современный театральный процесс. На следующих встречах мы продолжим обсуждения. Новые заявки еще будут поступать в связи с продлением срока заявочной кампании». 

Напомним, что решением Секретариата Союза театральных деятелей РФ от 15 июля 2024 года срок выдвижения спектаклей на соискание Премии «Золотая Маска» в сезоне 2023-2024 года продлен до 30 сентября 2024 года. У театров по-прежнему есть возможность заявить свои лучшие премьеры прошедшего сезона и попасть в число соискателе...

Творческая лаборатория-резиденция «40+»

25 августа в Доме творчества «Актер Руза» стартовал ежегодный проект Союза театральных деятелей России – международная творческая лаборатория-резиденция «40+». 

В рамках этого проекта опытные профессиональные артисты, работающие в театре свыше 20 лет, объединяются с молодым талантливым режиссером и в течение двух недель создают полноценный спектакль. 

В этом году 14 актеров со всей России и из стран ближнего зарубежья собрались в Рузе, чтобы под руководством режиссера Артема Терехина поставить спектакль «Старик и море» по произведению Эрнеста Хемингуэя. Результат работы лаборатории можно будет увидеть в Боярских Палатах СТД РФ 7 и 8 сентября. Бесплатная регистрация ориентировочно откроется 2 сентября, анонс будет опубликован на наших ресурсах. 

Делимся фотографиями первых дней репетиций и впечатлениями участников лаборатории. 

Фотима Режаметова, г. Ташкент, Узбекистан: «Выражаю огромную благодарность Союзу театральных деятелей России за такой важный проект! Пожалуй, это единственный подобный проект для артистов, которые уже не попадают в категорию "молодых". А нам ведь тоже очень хочется участвовать в лабораториях и проектах. И как только я узнала о проведении "40+" вэтом году, сразу пошла к руководству нашего Молодежного театра Узбекистана. Они одобрили мою командировку в Москву, ведь мы давно и плодотворно сотрудничаем с СТД РФ и Центром поддержки русского театра за рубежом. Здесь вся наша команда сразу нашла общий язык, мы мгновенно сдружились и стали единым творческим организмом, как будто работаем вместе уже много лет. Пока не знаю, к какой форме мы придем в итоге и каким получится наш спектакль, но процесс уже крайне интересный. Надеюсь, что все мы продолжим нашу дружбу и, возможно, даже организуем гастроли нашего проекта с помощью Союза». 

Екатерина Ефремова, г. Мурманск: «Благодаря замечательному режиссеру Артему Терехину вся наша команда сразу сплотилась и погрузилась в плодотворную работу. Это даже не репетиции, это настоящее исследование себя и своих коллег по лаборатории. Удивительно, как точно режиссер подобрал всех нас, мы как будто уже давно знаем друг друга. Огромная благодарность СТД РФ за такую прекрасную возможность настоящего творчества и за знакомство с единомышленниками по всей России и даже за ее пределами!»


&l...

Не стало выдающегося художника Евгения ДОБРОВИНСКОГО

«С прискорбием сообщаем, что сегодня ночью скоропостижно скончался главный художник театра «Эрмитаж» Евгений Максович Добровинский, — написано на официальном сайте театра. — Каллиграф, дизайнер, педагог, коллега и друг».

После окончания Московского полиграфического института Евгений Максович жил и работал в Израиле. Преподавал каллиграфию в Высшей академической школе графического 1980-х годов работал в театре «Эрмитаж», создавая афиши к постановкам.

Евгений Добровинский — один из самых ярких и авторитетных мастеров российского графического дизайна. Cреди главных наград: Гран-при на Международной биеннале графического дизайна в Брно (1974); Серебряная медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге (1976); Серебряная медаль на Международной биеннале плаката в Варшаве (1978); Золотая медаль на Международной биеннале театрального плаката (Димитровоград, 1985); Гран-при на Международной музейной биеннале (Красноярск, 2001); Финалист (дважды) премии инновационного дизайна DIA (Москва, 2003). Выступал с лекциями и мастер-классами в Дзинтари (1979), Фрейбурге (1989), Стокгольме (1996), Харькове (2002). Персональные выставки в России (1978, 1987, 2001), Австрии (1988), Германии (1989,1990), Швеции (1990). Автор ряда художественных акций и перформансов.

Последнее время Евгений Максович работал над афишей к новому спектаклю Михаила Левитина «Веселая женщина»...

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования коллегам и близким людям артиста. Нам особенно горько сейчас — художник нашего журнала, Людмила Сорокина — ученица Евгения Максовича. Разделяем боль от ухода такого выдающегося человека со всеми, кому он был по-настоящему дорог...


Фото с официального сайта Театра «Эрмитаж»

Вспоминая Юзефа Фекету...

Ровно год назад, 26 августа 2023 года, ушел из жизни Юзеф Васильевич Фекета — известный в театральном мире режиссер, яркая неординарная личность, человек необузданного темперамента, любящий муж, отец и дедушка. Ушел внезапно, стремительно, оставив после себя мощный творческий след в истории Драматического театра Северного флота, в котором прослужил около тридцати лет, вписав свое имя в развитие театрального искусства нашей страны многочисленными постановками в российских театрах. В свои 82 года Юзеф Васильевич вел активный образ жизни: поддерживал свое здоровье, заботился о близких, строил творческие планы… Ему было сложно даже минуту прожить без любимого дела, ставшего смыслом жизни, неуемная творческая энергия била в нем мощным фонтаном и казалось, что так будет всегда…

...Юзефу Васильевичу удалось создать в Мурманске свой уникальный театр с узнаваемым режиссерским почерком, любимый зрителем и признаваемый театральной общественностью. Фекета часто цитировал фразу с могильного памятника Гёте: «Под каждой могильной плитой покоится целый мир». Он был уверен, что любой человек — огромный мир, космос. Во всех его спектаклях непременно был виден свет в конце тоннеля, все они были о любви и ради любви. Спектакли Фекеты — «телеграммы» от постановщика в зрительный зал, всегда достигали адресата, попадая в «болевые точки» каждого зрителя. Юзеф Фекета любил жизнь и стремился прожить ее «на разрыв аорты», так же, как и многие герои его постановок, не жалея себя и других ради конечного результата. У него было свое отношение к смерти — неприятие неизбежной конечности бытия, стремление к продолжению своего существования в делах, профессии, семье.

Несколько сотен постановок, десятки театров в разных концах России, множество учеников — таково творческое наследие Юзефа Фекеты. Юзеф Васильевич был прирожденным лидером, который не боялся брать на себя ответственность, театральным руководителем с хорошей профессиональной базой, умел четко организовать жизнь коллектива и постановочный процесс. Неизменное доказательство этому — почти три десятка лет на посту главного режиссера Драматического театра Северного флота и годы службы в театрах Астрахани, Семипалатинска, Перми, Якутска, Челябинска, Мичуринска, Иркутска, Закарпатья. Подтверждением стали ...

Не стало народного артиста РФ Леонида Ремнёва

Сразу после окончания Горьковского (Нижегородского) театрального училища и исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. Лобачевского Леонид Яковлевич Ремнёв пришел работать в Горьковский (Нижегородский) ТЮЗ. С 1972 г. он успел создать множество удивительных образов, и сыграть в спектаклях очень разных режиссеров за что получал заслуженные награды.

Леонид Ремнёв — номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска» за роль Ивана Коломийцева в спектакле «Последние», лауреат Всероссийского фестиваля национальной драматургии и театрального искусства народов СССР, лауреат «Пушкинской премии», лауреат V фестиваля-конкурса им. Евг. Евстигнеева, премии Н.И. Собольщикова-Самарина, многократный лауреат премии Нижнего Новгорода.

Снялся в двух картинах, в четвертой серии телесериала «Конвой PQ-17» в роли МакГрегори в 2004 году и в эпизоде фильма «Утомленные солнцем 2: Предстояние» в 2010 году.

Ушел из жизни за кулисами родного театра во время спектакля «Васса» по М.Горькому, где он исполнял роль Сергея Железнова...

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования родным людям и коллегам Леонида Яковлевича.

Театральный фестиваль по произведениям В.М. Шукшина «Здравствуйте, люди!» в Барнауле

Театральный фестиваль по произведениям В.М. Шукшина «Здравствуйте, люди!» пройдет в Барнауле с 18 по 27 сентября.

Фестиваль будет посвящен 95-летию Василия Макаровича Шукшина.

Шукшинская театральная декада развернется на трех сценах хозяев и организаторов фестиваля — Алтайского краевого театра драмы им. В.М.Шукшина — а также на улицах города и в Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. В афише основной программы (а есть и еще и параллельная!) — 13 спектаклей большой и малой форм из Санкт-Петербурга, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Саратова, Казани, Мотыгино, Луганска, Мытищ, Бийска и г. Туркестана Республики Казахстан. Практически все — по малой прозе писателя. Драматический театр «На Литейном» привезет «Рассказы», «Два рассказа» покажет Театр драмы, музыки и поэзии из Саратова. Рассказы Шукшина в обрамлении песен на казахском языке зазвучат в постановке Музыкально-драматического театра города Туркестан им. Р. Сейтметова «Деревенские рассказы». Из Бийского драматического театра, ближайшего к родине Шукшина селу Сросткам, приедут «Странные люди». Фестиваль, посвященный Шукшину, ожидаемо не обойдется без постановок по одному и тому же тексту. Зрители уже сейчас с азартом ожидают две «Калины красных» одну из Хабаровского краевого театра драмы, вторую Мотыгинского драматического театра. Неожиданно в афише выглядит спектакль хозяев фестиваля, приготовивших постановку не по Шукшину, а о его семье и жизни «Дитенок мой» по пьесе Дмитрия Богославского. Творчеству Шукшина в Краевой Драме уделяют особое место, за полвека со дня смерти автора здесь поставили 10 спектаклей по его произведениям. «Дитенок», с одной стороны, продолжит театральную шукшиниану, а с другой — откроет новую ее страницу. «Дитенок мой, андел Васенька…», строка из письма матери сыну. Пьеса и спектакль расскажут о судьбе мамы Василия Макаровича Марии Куксиной-Шукшиной на фоне трагических событий 30-40 гг. ХХ века. «Дитенок» стал победителем двухлетней драматургической лаборатории Краевой Драмы «Шукшин. Миф и реальность». Интересно, что театральный фестиваль «Здравствуйте, люди!» это не только драма. В афишу вошел, например, музыкально-хореографич...

Не стало Бориса БЫСТРОВА

17 августа не стало народного артиста РФ, актера труппы театра им. М.Н. Ермоловой, Бориса Евгеньевича БЫСТРОВА...

На сцене прославленного театра он сыграл огромное количество самых разных ролей, каждая из которых надолго запомнилась зрителям. Среди них и Годун в «Разломе» Б.Лавренёва, сэр Тоби Белч в комедии У.Шекспира «12венадцатая ночь», Дон Жуан в спектакле «Дон Жуан приходит с войны» Э.Хорвата, Жан Руже в «Хищнице» Э.Фабра, князь Меншиков в постановке «Балы и страсти Петербурга» Д.Самойлова, Антон в «Счастливчиках» К.Денниг и многие другие.

А для всех, кто рос на советских киносказках, Борис Евгеньевич навсегда запомнится прекрасным Аладдином из сказки «Волшебная лампа Аладдина» и летчиком Валентином Верёвкиным из детского кинофильма «Приключения желтого чемоданчика»...

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования близким людям и коллегам артиста...

Ушла из жизни Римма Кречетова

Выдающийся театровед и театральный критик Римма Павловна Кречетова прожила долгую, наполненную театральными буднями и праздниками жизнь. Благодаря ей мы знаем живую историю Театра на Таганке — Юрия Любимова, Давида Боровского, замечательных артистов, послуживших своего рода «фундаментом» этого яркого, необычного создания, покорявшего зрителей независимо от их возраста и культурного багажа.

Благодаря ей мы получили замечательную книгу о К.С. Станиславском, которую невозможно просто читать — в нее надо погружаться медленно, словно в глубокие воды, осознавать, испытывать неподдельные эмоции. А каким уникальным, образным, красивым русским языков Римма Павловна владела!..

Она была удивительным человеком — мыслящим нестандартно, живо, остроумно, иронично; критиком принципиальным, порой резким, отстаивающим свое мнение нередко вопреки большинству, но всегда точно, аргументировано. И никогда — обидно для своих коллег. Слушая ее на дискуссиях о театре, присутствуя на фестивальных обсуждениях, наверное, далеко не все осознавали, что каждый раз это был мастер-класс не только для младших коллег, но для артистов, режиссеров, которые понимали правоту ее оценок их работы. А как она загоралась, молодела на глазах, каким блистала остроумием, когда спектакль захватывал ее! Вступала в спор, доказывала, разъясняла… Это было незабываемо!

Мы будем помнить Вас, Римма Павловна! Ваши уроки остались в нас навсегда, несмотря на те изменения, что происходят в жизни театра…

Поздравляем с юбилеем Эмиля КАПЕЛЮША!

Поздравляем с 70-летним юбилеем заслуженного художника России Эмиля КАПЕЛЮША!

Эмиль Борисович — лауреат многочисленных театральных премий, в том числе национальной премии «Золотая Маска» (за спектакль «Буря» У. Шекспира в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской), высшей петербургской премии «Золотой софит» («Старосветские помещики» Н.В. Гоголя в ТЮЗе им. А.Брянцева, «Заговор чувств» Ю. Олеши в Театре им. Ленсовета), премии фестиваля «Балтийский дом» («Фрекен Жюли» А. Стриндберга в Театре «Балтийский дом»), премии «Рождественского фестиваля» («Мрамор» И. Бродского в петербургском «Белом театре»), премии за лучшую сценографию на фестивале «Театр форум» в Манчестере.

С 1976 года Эмиль Капелюш участвует в выставках как живописец и график.

На счету у художника многочисленные персональные выставки в Петербурге, Германии, Швейцарии, США, работы Эмиля Борисовича находятся в музеях Петербурга, Москвы, Стокгольма, Нью-Джерси (США), а также во многих частных собраниях, российских и зарубежных.

К настоящему времени Эмиль Борисович Капелюш оформил более 300 спектаклей по всему миру — в Москве, Санкт-Петербурге, в Омске, Красноярске, Самаре, Вильнюсе, Риге, Таллинне, Тбилиси, а также Англии, Германии, Франции, США, Финляндии, Швейцарии, Южной Кореи, Китае, Болгарии.

Мы от всей души поздравляем замечательного художника с юбилеем и желаем еще много неутомимой творческой деятельности!

Фото из открытых источников в Интернете

Вспоминая Александра ШИРВИНДТА

Сегодня, 19 июля, Александру Анатольевичу ШИРВИНДТУ исполнилось бы 90 лет. Миллионы людей, объединенные общей острой болью от ухода любимого артиста, писали в день его кончины, что воспринимают эту потерю как личную. Никто не вспоминал про почтенный возраст. Никто не хотел верить в то, что мы потеряли не просто известного артиста, многолетнего художественного руководителя одного из ведущих московских театров, но такого близкого нам всем человека. Близкого по мировосприятию, по общим, любимым всей страной Миронову и Державину, по общему советскому прошлому, — такому противоречивому, не отпускающему даже в век инновационных технологий и искусственного интеллекта, холодного и расчетливого. В противоположность острому и необычайному интеллекту живого человека, и живого здесь не в физическом смысле, — в смысле той самой живости ума, мгновенной, неожиданной и всегда острой шутки, в которой не просто доля правды, а сама правда, облаченная в форму легкого жанра. Ширвиндта сложно представить в роли шута, даже королевского, шекспировского, да и от «двора» он был достаточно далеко, но как и известному литературному персонажу, ему позволялось говорить всё — в любой форме и в любом месте. В его отменном и тонком юморе всегда ощущались интеллигентность, вкус, культура. Вечера, которые на протяжении многих лет он вел в Центральном Доме актера имени А.А. Яблочкиной, капустники, где они вместе с Михаилом Державиным царили в прямом смысле этого слова — остались незабываемыми для тех, кто имел счастье видеть их «вживую» или по телевидению. Мы все еще долго будем помнить этого неподражаемого артиста и уникального человека, сумевшего на протяжении такой долгой, яркой, насыщенной событиями жизни оставаться верным своим идеалам и принципам.


Фото из открытых источников в Интернете

Поздравляем с юбилеем Адольфа ШАПИРО!

Сегодня, 4 июля,  известному как далеко за пределами России, так и в нашей стране режиссеру и педагогу Адольфу Яковлевичу ШАПИРО исполняется  85 лет. На протяжении трех десятилетий (с 1962 по 1992-й) Адольф Шапиро возглавлял Государственный театр юного зрителя Латвийской ССР – уникальный не только своим репертуаром и спектаклями, на которые приезжали зрители многих городов, но и своим составом: в нем было две труппы, латышская и русская, с которыми режиссер работал на двух языках. Театр получил широкую известность в мире, участвуя в международных фестивалях, гастроли в Москве вызывали подлинный ажиотаж. Невозможно перечислить самые известные спектакли Рижского ТЮЗа – каждая из них становилась событийной. Переехав в Москву в силу сложившихся обстоятельств, Адольф Шапиро ставил во многих театрах: во МХАТе и в Театре-студии под руководством Олега Табакова, в Театре им.Моссовета и в РАМТе, в Театре имени Евгения Вахтангова и в «Et Cetera», в Малом; ставил в Ленинграде – Санкт-Петербурге и в Самаре, в Таллине и во многих зарубежных театрах. Буквально каждый спектакль режиссера вызывал и продолжает вызывать живой интерес и взывает к размышлениям о современном мире и назначении человека.

Мы рады поздравить Адольфа Яковлевича с юбилеем, пожелать ему сил, энергии, вдохновения в таком необходимым всем нам ярком творчестве!

Фото ИТАР-ТАСС

Юбилей у Натальи ТЕНЯКОВОЙ!

3 июля у замечательной актрисы театра и кино Натальи Максимовны ТЕНЯКОВОЙ юбилей. Поверить в серьезную цифру просто невозможно: для зрителей старшего поколения она навсегда осталась девочкой-девушкой Лидой из художественного фильма «Старшая сестра», словно на наших глазах вырастающей героиней, обретающей свое личное право выбора в профессии и в жизни, но обретающей нравственное право. И актрисой Варварой Асенковой из «Зеленой кареты» — нежной, хрупкой, но наделенной огромным талантом. А для более молодых зрителей, как, впрочем, и для других поколений, незабываемой бабой Шурой из фильма «Любовь и голуби», хотя актрисе не было тогда еще сорока лет. Дуэт Натальи Теняковой и Сергея Юрского стал подлинной классикой не только отечественного кинематографа. Едва ли не единственная в своей «возрастной группе» молодых актрис прославленного Ленинградского АБДТ, носящего сегодня имя Г.А. Товстоногова, Наталья Тенякова сыграла поистине звездные роли, которые не забылись никому из тех, кому посчастливилось их видеть. А потом покорила и Москву, работая в Театре им.Моссовета, в МХТ им. А.П.Чехова, в антрепризах. Мы любим Вас, дорогая Наталья Максимовна! Поздравляем от души с юбилеем и с нетерпением ждем Ваших новых работ!

Поздравляем с днем рождения Вячеслава НЕЧАЕВА!

Хотим сегодня от всей души поздравить нашего большого друга, многолетнего директора Центральной научной библиотеки СТД РФ, любимого и, поистине, уникального Вячеслава Петровича НЕЧАЕВА с днем рождения!"Нечаев начал трудовую деятельность в ЦГАЛИ, где ему посчастливилось получить рукописи из рук самой Анны Андреевны Ахматовой.В 1967 г. П.А. Марков и М.И. Царев предложили Нечаеву стать директором библиотеки ВТО. Со временем она превратилась в крупную научную библиотеку, став центральной, был создан уникальный справочно-библиографический кабинет, в котором сегодня сосредоточено около шести миллионов карточек, а также отдел рукописей, иконографический отдел, имеющий свои картотеки и собрания эскизов театральных костюмов....Стараниями Нечаева на библиотечных полках есть книги из собраний Вс. Мейерхольда, Ю. Завадского,Ф. Раневской, С. Образцова, А. Коонен и др. Постоянно пополняемый фонд насчитывает более полумиллиона единиц хранения, многие из которых бесценны", - Людмила Сидоренко.

Сегодня исполнилось бы 80 лет замечательному художнику Станиславу БЕНЕДИКТОВУ...

"...Удивительная работоспособность, уникальное умение вникнуть с самую суть темы и найти, кажется, единственно возможное зримое ее воплощение на подмостках, неустанность поиска и безграничность фантазии, штрихи, которые становятся «говорящими», - вот, наверное, та значительная составляющая таланта Станислава Бенедиктовича, что раскрывается в его сценографии при первом же взгляде. И при этом - поражающая скромность, особое, изысканное чувство юмора, немногословность, какая-то особая атмосфера общения с окружающими: негромкая, несуетная, доброжелательная. Завораживающая... Его художественное проникновение в самую причудливую ткань и самую глубинную суть драматургического произведения никогда и ни в чем не повторяется, но каким-то шестым чувством точно ощущаешь, где работа Бенедиктова, а где - другого художника. Как это происходит? - непостижимо..." Наталья Старосельская "СБ, 10", 10-220/2019

Ушла из жизни Инна СОЛОВЬЕВА

Вчера вечером не стало легендарного критика, историка театра, главы научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ Инны Натановны Соловьевой. "Она застала довоенный МХАТ – ходила на спектакли ребёнком и пронесла впечатления через жизнь. Училась в ГИТИСе у Павла Маркова, легендарного мхатовского завлита. В 1950-60 годы публиковалась в журналах «Театр» и «Новый мир», а в 1967-м пришла работать в Школу-студию МХАТ в Комиссию по изучению и изданию наследия К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, ставшую затем, благодаря стараниям Инны Натановны, научно-исследовательским сектором. Шесть десятилетий она исследовала, анализировала жизнь и приключения идеи Художественного театра, вела его летопись, делала невероятные открытия и делилась ими с миром. Её труды – настольные книги для каждого, интересующегося историей русской сцены", - рассказали в некрологе коллеги по МХТ им. А.П.Чехова. Приносим наши самые искренние соболезнования...


Поздравляем с юбилеем Льва Абрамовича ДОДИНА!

"Театр Додина настраивает на длинные мысли. Как о судьбах мира, так и о природе человека. На этой дистанции режиссеру требуется весь массив русской словесности, зачастую неявные переклички с предшественниками, опыт предыдущих постановок. Актерам же помогает недосказанное в уже сыгранных ролях. С чистого листа здесь не начинают, культурный багаж, так или иначе, пригождается. Зрителям МДТ тоже полезна «насмотренность». У театра в Питере и Ленинградской области (прежде всего, в Киришах) постоянный круг фанатов, однако и неподготовленный зритель, что я не раз наблюдала в Омске и Новосибирске, Лондоне и Париже и даже на Сицилии (где Додину вручалась премия как лучшему режиссеру Европы–2000), с восторгом считывает главные смыслы спектаклей". Полный текст статьи Елены Алексеевой к юбилею мастера совсем скоро читайте в нашем новом номере!

Фото предоставлены театром


Сегодня, 15 апреля, у народной артистки РФ Ольги ВОЛКОВОЙ юбилей!

"...Дата средней округлости, но Ольге Владимировне плавные линии и не свойственны. «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Это сказано про нее. В ее ролях постоянно натыкаешься на углы, на шипы, торчащие из очаровательного розового куста, на зигзаги и сюрпризы (и от слова «сюр» тоже). Впрочем, в жизни она тоже не искала ровных дорог, ее конек - крутые повороты, ухабы да рытвины.В ее петербургский период вместилось три знаменитых театра. И в каждом - сплошь яркие вспышки. Сразу и не сообразишь, которая из ролей была самой запоминающейся. Такое впечатление, что проходных работ не было. В БДТ, где все места на первой линии уже были заняты, она так блистала на втором и третьем планах, что всегда солировала, даже в дуэтах норовила обескуражить если не публику, то партнера.

Недолго проработав в Театре комедии, Оля (конечно, тогда мало кто звал ее иначе) сыграла всего три роли, но каждая из них претендовала на приз как лучшая женская роль сезона. Режиссер Вадим Голиков ее просто обожал. Она сыграла Фалалея, мальчонку в красной рубашоночке, - не потому что имела опыт травести. Постановщику «Села Степанчикова и его обитателей» нужны были гротескные персонажи. А пары лучше Ольги Волковой и Сергея Дрейдена было не сыскать. По ним плакали и Салтыков-Щедрин, и Гоголь, и Кафка, как и другие великие фантастические реалисты. С некоторыми Ольге позже удалось встретиться. А в Комедии она одарила своим темпераментом и неординарностью еще и Парашу в «Горячем сердце» (в грудь которой иные исполнительницы забывали вложить горячее сердце), и задолго до фильма «Служебный роман» мымру Калугину в «Сослуживцах» по пьесе Брагинского и Рязанова.

Уже тогда ее начали называть Чаплином в юбке. Но эта характеристика отнюдь не исчерпывала достоинств и особенностей Ольги Волковой. Мгновенные преображения, разнообразие пластических и речевых характеристик помогали ей влезть в шкуру героя и удобно расположиться там..."

Полную версию статьи Елены Алексеевой об Ольге Волковой совсем скоро читайте в нашем апрельском номере.


Сегодня 120-летие со дня рождения Василия МЕРКУРЬЕВА

К 120-летию со дня рождения Василия Васильевича Меркурьева: "...Есть такое народное поверье, что у одних людей жизнь складывается до 40 лет, а у других после. Слава к актеру Василию Меркурьеву пришла в 41 год сразу после выхода на экраны фильма «Небесный тихоход». Любимую уже многие десятилетия комедию главный цензор страны в далеком 1945 году не принял, сказал, что «фильм безыдейный, а герои легкомысленные». Но именно такая картина нужна была как никогда измученной долгой и страшной войной стране — легкая музыкальная комедия про крепкую мужскую дружбу и любовь. Скажем спасибо товарищу главному цензору, что ее не положили на дальнюю пыльную полку и вот уже почти 80 лет она дарит хорошее настроение и возвращает память к подвигу народа и его несокрушимой силе духа. «Комический простак» Меркурьев — человек-глыба, человек могучего актерского и человеческого дарования, всеобщий любимец, обласканный славой советского народа, был наделен уникальной потребностью отдавать, не требуя ничего взамен..." Совсем скоро читайте в нашем апрельском номере!


Скончался Валентин Васильевич ЗВЕРОВЩИКОВ

22 марта после продолжительной болезни скончался Валентин Васильевич ЗВЕРОВЩИКОВ, режиссер, писатель, педагог, заслуженный деятель искусств РФ. Более 30 лет он руководил Камчатским театром драмы и комедии, поставив за свою жизнь более 150 спектаклей. Окончив режиссерский факультет ГИТИСа на курсе Б.И. Равенских, Валентин Зверовщиков до конца оставался одним из самых верных учеников своего выдающегося учителя, продолжая и развивая полученные от Равенских уроки мощной, эмоциональной, заставляющей глубоко вдумываться и столь же глубоко сопереживать режиссуры. Его спектакли смотрели и аплодировали им во многих городах СССР и России, куда театр приезжал на фестивали и часто был удостоен высоких призов. А литературные произведения писателя Валентина Зверовщикова публиковались в журналах «Дальний Восток», «Современная драматургия», «Огонек», «Балтийские сезоны» и других, повсюду находя своих читателей. Валентин Васильевич был лауреатом нескольких театральных фестивалей, победителем Всесоюзного конкурса детской драматургии, проводившегося в 1991 году в литовском городе Нида. Он был главным режиссером Братского драматического театра на протяжении пяти лет, с 2019 по 2023 год. Но сотрудничество режиссера и театра началось еще в 2000-м, с момента постановки спектакля «Дядя Ваня». Затем появились в Братске «Без вины виноватые», а в 2018-м Зверовщиков поставил «Балладу Инвалидной улицы», автором которой был он сам, правда, скрывшись за псевдонимом. И благодарные зрители вспоминают этот спектакль по сей день…. Валентин Зверовщиков поставил в разных театрах страны много спектаклей, написал десятки пьес и книг, воспитал сотни актеров. В Братском драматическом театре вышло 15 спектаклей, и все они становились событиями, а многие идут до сегодняшнего дня: «Человек из Подольска», «Скоморошина», «Письмо незнакомки», «Женитьба Белугина» и другие. На протяжении нескольких лет Валентин Васильевич был художественным руководителем Иркутского театрального училища, обеспечив сезонный план Камчатского театра постановками других режиссеров. Еще раньше возглавляемый им театр стал постоянным участником Вампиловских фестивалей, на которых его спектакли, как правило, высоко оценивались зрителями и критиками. В период, когда Валентин Зверовщиков преподавал в Иркутске, он говорил о своих студентах с юмором, но очень точно и серьезно: «Я — тот ужас и кошмар, который ожидает студентов после о...

Сегодня 100-летие со дня рождения народного артиста СССР Владимира Яковлевича САМОЙЛОВА.

"К тому моменту, когда Владимир Яковлевич Самойлов был приглашен Андреем Гончаровым в труппу Московского академического драматического театра имени Вл. Маяковского, он был уже не только известным киноартистом, полюбившимся миллионам зрителей по фильмам конца 50-х—начала 60-х годов. Не будет преувеличением сказать, что театралы Москвы и Ленинграда были буквально ошеломлены, когда увидели Самойлова во время гастролей Горьковского драматического театра в роли шекспировского Ричарда. Во время гастролей театра в Москве в 1968 году Владимир Самойлов произвел на зрителей впечатление поистине невероятной силой, темпераментом, психологической глубиной, «градусом существования» в роли. Приглашения посыпались на артиста двух городов едва ли не со всех сторон, но то, что Владимир Яковлевич выбрал именно театр Андрея Гончарова, представляется абсолютно закономерным — особенно с дистанции прошедших десятилетий"...

Продолжение читайте в нашем мартовском номере...

Фото: “Ричард III“. В роли Ричарда. Горьковский театр драмы имени М. Горького

В субботу, 2 марта, не стало народного артиста РФ Валерия Михайловича ИВЧЕНКО.

...Георгий Александрович Товстоногов пригласил Валерия Ивченко в прославленный Ленинградский АБДТ им.М.Горького на роль Сатина в «На дне» после гастролей Киевского театра в Ленинграде, но прошло несколько лет, прежде чем артист сыграл эту роль. В 1983 году Ивченко, еще доигрывая в Киеве, был вызван Товстоноговым в Ленинград и за месяц ввелся на роль Тарелкина-Копылова в опере-фарсе «Смерть Тарелкина» по А.В.Сухово-Кобылину. Спектакль мгновенно стал значительным событием театрального сезона не только в городе на Неве: критики из разных городов, заядлые театралы из многих концов страны штурмовали Большой драматический театр. О спектакле восторженно писали авторитетнейшие театроведы - Р.Беньяш, Е.Горфункель, А.Свободин, Ю.Рыбаков, В.Гаевский, точно и выразительно назвавший свою обстоятельную статью «Петербургский Кандид».В этом спектакле Валерий Ивченко, кажется, ярчайше продемонстрировал самые различные грани своего дарования: пластичность, хореографические возможности, музыкальность, склонность к импровизации, опыт психологического искусства, надежность партнерства с признанными мастерами великой труппы товстоноговского БДТ. Мгновенные преображения Тарелкина в Копылова вызывали в памяти виртуозные смены масок Аркадия Райкина; пластика каждого из двух образов восхищала; изворотливость интонаций приводила в восторг, вызывая те самые смех и содрогание, которые Сухово-Кобылин считал едва ли не самыми важными в искусстве.

Редакция журнала "Страстной бульвар, 10" выражает самые искренние соболезнования близким и коллегам Валерия Михайловича.    

От всей души поздравляем с юбилеем художественного руководителя Московского драматического театра "Сфера" Александра КОРШУНОВА!

От всей души поздравляем с юбилеем художественного руководителя Московского драматического театра "Сфера" Александра КОРШУНОВА!

...Александру Викторовичу исполнилось 70 лет. Но по-прежнему не растрачена его энергия, сохранились черты мальчишества в немного смущенной улыбке, немногословности, в страстном увлечении своим делом: артист труппы Малого театра, педагог Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, артист и главный режиссер театра «Сфера» после ухода из жизни Екатерины Ильиничны Еланской - во всех этих ипостасях он остается самим собой и ему во многом помогает живая, трепетная, далеко не каждым так остро ощущаемая память о самых близких, которые остаются для него живыми соучастниками его творческой и человеческой жизни.    

Не стало художественного руководителя Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктора НОВИКОВА...

Вчера не стало художественного руководителя Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктора НОВИКОВА... Мы как раз подписали в печать январский номер, где у нас идет статья о Викторе Абрамовиче... В память о нем публикуем здесь полный текст Елены Алексеевой и приносим наши самые искренние соболезнования родным, близким и коллегам. Худрук в законе Неписаный театральный закон гласит: «Драматург должен жить долго». Подразумевается, что в творчестве автор-долгожитель способен охватить целые исторические пласты, как это удалось, скажем, А.Н. Островскому. Долго следует жить не только сочинителям пьес и романов. Неплохо, если режиссер живет и творчески активен на протяжении долгих лет. Актеры-долгожители тоже в цене. Кому-то из молодых да ранних кажется, что старики лишь помеха на их триумфальном пути, однако вдруг приходит час «Соло для часов с боем» и выясняется, что солисты почтенного возраста нужны позарез. Ветераны труда в любом хорошем коллективе на вес золота. А если их ряды редеют… это знак беды. Виктор Новиков начинал как помощник главного режиссера. Рубен Агамирзян пригласил его на должность заведующего литературной частью почти сразу после окончания театроведческого факультета Ленинградского театрального института. Характер завлита закалялся не в самые благоприятные времена. 1970–80-е годы сделали из Новикова настоящего «литейщика», как позже поименовал его в журнале «Московский наблюдатель» Михаил Швыдкой. Для тех, кто не помнит, поясню. Ленинградская цензура тогда была не менее знаменита, чем самые популярные спектакли. Понятие «лит» знали как в редакциях газет, журналов и издательств, так и в театрах. Каждое произведение, выходящее на публику, нуждалось в разрешении партийных органов и подведомственного им заведения под названием Горлит. Новиков довольно быстро стал мастером протаскивать через игольное ушко цензуры пьесы или инсценировки прозы, в которых бдительные редакторы Горлита (он располагался, кстати, в двух шагах от театра — на Садовой, рядом с кинотеатром «Молодежный») вечно обнаруживали антисоветчину. Среди якобы покушавшихся на советский строй, по мнению цензуры, значились как классики, вроде А.К. Толстого, так и наши современники с, казалось бы, безупречной репутацией — Константин Симонов, Нодар Думбадзе, Михаил Шатров, Ион Друцэ. Их тексты и подтексты цензура рассматривала только что не под микроскопом. И завлит Комиссаржевки славился потрясающим умением «то...

7 января ушел из жизни известный российский театральный критик, историк театра, драматург, один из опытнейших редакторов Валерий Оскарович СЕМЕНОВСКИЙ.

17 января ушел из жизни известный российский театральный критик, историк театра, драматург, один из опытнейших редакторов Валерий Оскарович СЕМЕНОВСКИЙ. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат престижных премий имени Александра Кугеля и «Театральный роман», Валерий Семеновский в разные годы был сначала сотрудником, затем главным редактором журнала «Театр», возглавлял издательство «Союзтеатр», журнал «Разгуляй», а в 90-х годах создал с критиком, своей женой Александрой Заславской журнал «Московский наблюдатель», который с первого же номера вызвал глубокий интерес не только театральных людей, но и широкого круга зрителей, любителей театра. На страницах этого востребованного журнала публиковались статьи, рецензии, размышления лучших театральных историков и критиков. Он послужил удачным стартом для поколения тех, кто только вступал в профессию, и Валерий Семеновский, руководствуясь своим опытом и вкусом, далеко не всех благословлял на эту непростую дорогу.

Деятельность Валерия Оскаровича была многообразной: один из основателей Всероссийского объединения «Творческие мастерские», он энергично участвовал в его работе, позже заместителем художественного руководителя Центра имени Вc.Э. Мейерхольда, Валерия Фокина, затем заместителем художественного руководителя Московского театра «Эрмитаж» под руководством Михаила Левитина. Немало времени и сил требовала постоянная на протяжении нескольких десятилетий работа в фестивальных жюри и экспертных советах, где Валерий Семеновский каждый раз проявлял себя как острый полемист, порой достаточно жестко отстаивающий свои позиции. И судил он не по своим вкусовым пристрастиям, а исходя из необходимых для любого жанра требований подлинного театрального искусства. На протяжении нескольких лет Семеновский возглавлял издательства «Navona», высокий уровень книг которого был по достоинству оценен не только читателями, но и литературными, и театральными критиками.

А еще он писал пьесы, делал талантливые инсценировки известных произведений, которые до сегодняшнего дня интересуют театры страны и ставятся в некоторых с неизменным успехом. В одной из рецензий на сборник пьес Валерия Семеновского справедливо отмечалась их счастливая сценическая судьба, рассчитанность «на ту же самую любовь и страсть к литературе, которой наделен их автор». С большим успехом проходили в драматических и музыкальных театрах «Тварь» (по «Мелкому...

Сегодня Сергею Витауто ПУСКЕПАЛИСУ исполнилось бы 58 лет...

"...Сергей Витауто, основываясь исключительно на своих наблюдениях, на своем жизненном опыте, не принимая во внимание никаких медиа-источников, долгие годы тихо делал нужные и важные дела, приносившие пользу не ему, а тем, кто в этом нуждался. Недаром любимой стала услышанная когда-то фраза, что «наша жизнь принадлежит не нам, а тем, кто нас любит». В соответствии с ней и жил. И погиб на взлете. В 56, что для ХХI века - расцвет сил. «Человек всё время сдает экзамен», - говорил Сергей Пускепалис. И это не о том, что ты должен быть для всех хорошим. Он мог быть и жестким, и непримиримым, иногда даже категоричным, трактовал для себя библейскую заповедь как «ударили по второй щеке - мочи!» Это о том, что человеку нужно давать вторую попытку для проверки - ударит ли, предаст ли во второй раз. Жалел людей, которые сотворили себе ложных кумиров. Своих же кумиров боготворил, потому что они были настоящие..."