Сегодня отмечает внушительный юбилей Олег Валерианович Басилашвили!
"...Труппа, собранная и взлелеянная «добровольной диктатурой» Г.А. Товстоногова, была ансамблем исключительных талантов. Главному режиссеру требовался не стандартный набор амплуа, не комики и субретки, не социальные герои или неврастеники, а артисты, способные «звучать», словно оркестр первостатейных солистов. Полифония создавалась незаурядными личностями.
В этом многоголосии Олег Басилашвили был незаменим. Мастер сказал ему в начале их совместного пути, удержав от поспешного ухода: «Олег, вы мне нужны». И не обманул. Весь товстоноговский период — тридцать три года! — для артиста находились роли, в которых его индивидуальность преображалась самым неожиданным образом.
Не секрет, что театралы ласково называют его Басик. А коллеги — дружески и почтительно — Бас.
Он стал Басом, как и положено обладателю глубокого и мощного дарования, занял лидирующие позиции, не избегая, условно говоря, ни теноровых, ни баритональных партий. В этом оркестре диапазон «первых скрипок» ничем не ограничивался. При том, что тембр и интонации собственного голоса Басилашвили узнавались мгновенно. С годами оттенки менялись, мягкая бархатистость порой перебивалась вкраплениями металла. Избранным персонажам артист дарил властные ноты.
Мужской состав труппы был мощным, ни один артист не заслонял и не повторял другого, чем, кстати, и достигалась объемность звучания спектаклей. Большой драматический, созданный Товстоноговым, отличался от других тем, что жизнь артиста состояла не из ролей, а из спектаклей. Выстраивая линию жизни БДТ, режиссер создавал биографию Олега Басилашвили.
...
В
поле внимания кинозрителей артист попал
не сразу, хотя питерский люд мгновенно
узнавал его и запоминал даже в небольших
ролях, как, скажем, в «Гранатовом
браслете»
или в «Старшей
сестре».
Интеллигентность и мхатовская школа,
востребованные сценой, нуждались в
понимающем взгляде. И все же кинематограф
сумел взять реванш. С легкой руки Никиты
Михалкова,
нашедшего для Басилашвили роль в «Рабе
любви»,
а потом и эпизод в фильме про Обломова.
Что еще раз подтверждает истину: решает
не объем роли...