Сегодня — 100-летие со дня рождения Анатолия Васильевича ЭФРОСА — уникального режиссера, раскрывшего своей жизнью и творчеством подлинный смысл великой фразы толстовского Фёдора Протасова о «свободе и воле».
Анатолий Васильевич знал и исповедовал стихию воли, того воздуха, которым наполнял всех без исключения, находящихся по обе стороны сцены или экрана. Какие-то его работы входили в тебя мгновенно и завораживали. Какие-то могли вызывать несогласие отдельными эпизодами или назначением актеров на, казалось, «не свои» роли. Но не это было главным, а то самое ощущение воздуха, что меняло и свое собственное дыхание, подчиняя ощущению воли.
Своего автора режиссер нашел сразу после прихода в Центральный детский театр, испытывавший в ту пору не лучшие времена. Виктор Сергеевич Розов. По словам Анатолия Смелянского, именно пьесы Розова «В добрый час!» и «В поисках радости» позволили ему «начать свой “неравный бой” с помпезным, липовым, мертвым искусством, которое его окружало».
В особом воздухе творчества Анатолия Васильевича Эфроса был не придуманный, а вольно дышащий психологизм, который заражал, завораживал, заставлял ловить не дыхательными путями, а душой эту глубину. Может показаться странным, но это так явственно ощущается десятилетия спустя в атмосфере его фильмов, которые часто демонстрирует телевидение — «Шумный день», снятый вместе с Г. Натансоном, и «В четверг и больше никогда». Этим лентам довелось не только сохранить воздух, но и по-иному, современно взглянуть на поднятые в них проблемы, которые ничуть не устарели. Видоизменились, но не утратили актуальности тематики и — главное! — ноющей боли по ушедшим, по молодости, по надежде...