В последний день сентября из Оренбурга пришла горькая весть: скоропостижно скончался Олег Закирович ХАНОВ, народный артист РФ, народный артист Башкирской АССР, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии имени К.С. Станиславского, профессор, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.
У Олега Ханова было много наград, знаков признания не только в театрах Уфы, Салавата, Оренбурга, Москвы, но и на всех фестивалях, где участвовали театры со спектаклями, в которых блистал этот удивительный артист. Ханов поднимался до трагических высот и опускался к народному, не ограниченному сдерживающими рамками юмору; был романтиком, мечтателем и отъявленным хитрецом. Его таланту было подвластно все!
Несколько десятилетий промелькнуло, а зрители до сих пор вспоминают спектакли Рифката Исрафилова «Долгое-долгое детство» по М. Кариму и «Бибинур, ах, Бибинур» Ф. Булякова, показанные не только в Москве, но и в других городах на фестивалях или гастролях. А в конце прошлого столетия, к радости многих поклонников, Олег Ханов был приглашен Константином Райкиным в труппу «Сатирикона». За три с половиной года артист сыграл на прославленной сцене роли в таких спектаклях, как «Гамлет», «Трехгрошовая опера», «Ромео и Джульетта», «Слуги и снег», «Синьор Тодеро хозяин»...
Но Рифкат Исрафилов позвал Ханова в Оренбург, понимая, как необходим ему для спектакля «Великодушный рогоносец» именно этот редкий талант. И артист, приобретший за прошедшее время не только разнообразный опыт, но и мудрость, уехал из Москвы. В Оренбургском театре им. М. Горького Олег Закирович Ханов сыграл лермонтовского Арбенина, Ротмистра в «Отце» А. Стриндберга, Фредерика Леметра в пьесе «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмитта, Наполеона в«Корсиканке» И. Губача, шекспировского Ричарда III и еще много ролей, каждая из которых проживалась артистом глубоко, сильно, покоряя зрительный зал.
Ханов поразительно точно чувствовал природу стиха: его лермонтовский «Демон», поэзия С. Есенина звучали так, что буквально каждый из зрителей был заворожен глубиной проникновения артиста в мысль и чувство далеких поэтов... Оренбургский театр открыл юбилейный, 170-й сезон спектаклем «Тайная страсть сеньора Хуана», соединив пушкинского «Каменного гостя» с пьесой Л. Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана». В роли постаревшего Хуана в последний раз вышел на сцену Олег Закирович Ханов. Никто и предположить не мог, что это последняя встреча с любимым артистом.
Прощайте, Олег Закирович! Вы были верным другом нашего журнала, мы не забудем Вас...

